108. “Просвещенный абсолютизм“ неразрывно связан с:
- беззаканностью;- неправильной организацией управления и суда;
- легитимностью – законностью, правильной организацией управления и суда.
109. В период правления Екатерины II принципы «просвещенного абсолютизма» укрепляются:
- провозглашением идеи правового государства;- провозглашением монархии;
- провозглашением идеи «законной монархии».
110. Губернская реформа была проведена в:
- 1775 г.;- 1795 г.;
- 1855 г.;
- 1864 г.
111. В результате проведения реформы в 1775 г. было создано новое административное деление государства:
- губерния – провинция - уезд;- губерния – уезд;
- губерния – провинция.
112. Проведение реформы в 1785 г. предусматривал нормативный акт:
- Жалованная грамота дворянству;- Устав благочиния;
- Жалованная грамота городам.
Общественный строй.
113. Во второй половине XVIII в. крестьянство делилось на категории:
- государственные, помещичьи, посессионные, монастырские;- владельческие, осадчие, государственные, помещичьи;
- государственные, частновладельческие, экономические, дворцовые, посессионные;
- экономические, свободные, дворцовые, вотчинные;
- посессионные, частновладельческие, поместные.
114. Государственные крестьяне в XVIII в. имели право перехода в иное сословие и смены места жительства, а также право участия в государственных совещаниях. К этой категории крестьянства были приближены по своему положению:
- посессионные;- экономические;
- дворцовые;
- частновладельческие;
- крепостные.
115. Категория крестьянства, которую помещики могли перемещать из одного села в другое:
- экономические;- государственные;
- частновладельческие (крепостные);
- свободные;
- черносошные.
116. Отлучиться с места проживания с 1774 г. крестьяне могли:
- при наличии расписки, выданной помещиком;- только дворцовые с разрешения Берг-коллегии;
- при наличии паспорта, выданного губернатором;
- при наличии паспорта, выданного помещиком.
117. Изъятие в XVIII в. земель у церкви привело к возникновению категории крестьянства, по своему статусу приближенного к государственным:
- черносошное;- владельческое;
- экономическое;
- посессионное;
- дворцовое.
118. Духовенство делилось на:
- «белое» - священники и «черное» - монашество;- «белое» - монашество и «черное» - священники;
- «белое» - монашество и священники;
- «черное» - монашество и священники.
119. За городскими жителями по Жалованной грамоте городам 1785 г. признавалось право:
- корпоративной организации;- местного самоуправления;
- на особый суд;
- на ведение коммерческой деятельности;
- не платить налоги.
- составление родословных книг.
120. Дифференциация правовых форм дворянского землевладения упростилась и все имения стали подразделяться в XVIII в. на:
- родовые и выкупленные;- выкупленные и приобретенные;
- родовые и приобретенные;
- приобретенные и пожалованные.
121. Положения Указа о единонаследии начинают корректироваться, и от обязательной военной и государственной службы дворянство было освобождено:
- Табелью о рангах;- Манифестом 1755 г.;
- Манифестом Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству».
122. «Манифест о вольности дворянской» 1762 г. отразил требования и нужды дворянства:
- закрепил принцип обязательного характера государственной службы, разрешил покидать пределы государства, установил привилегии, распространенные и на однодворцев;- закрепил принцип вольного прохождения государственной службы, разрешил покидать пределы государства, поступать на иностранную службу, установил привилегии;
123. Екатерина II написала «Наказ», в котором формулировались принципы правовой политики, правовой системы и устанавливалось сословное деление с соответствующей разницей в правах и привилегиях:
- первое место отводилось дворянству, второе – городскому населению и соответствующей разницей в правах и привилегиях;- первое место отводится дворянству, второе – городскому населению и государственным крестьянам, третье – остальным категориям крестьянства;
- первое место – дворянству, второе – «среднему классу», третье - «нижнему роду людей».
Право.
124. В «Наказе» Екатерины II была разработана юридическая техника, ранее неизвестная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства:
- законов должно быть много , они не должны оставаться неизменными;- законов должно быть много , но они не должны оставаться неизменными, а указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными;
- законов должно быть немного, и они должны оставаться неизменными, указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми;
- временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов.
125. В 1768 г. в Уложенную комиссию было направленно «Начертание о проведении к окончанию комиссии проекта нового Уложения», в котором:
- все нормы назывались «всеобщим правом»;- говорились о праве особенном для дворянства;
- все нормы права подразделялись на «право общее» и «право особенное».
126. Название нормативного акта, изданного Екатериной II в 1766 г.:
- именной указ;- Манифест;
- Наказ.
127. Сборники, содержащие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности:
- указы;- манифесты;
- регламенты;
- уставы;
Тема 7. Государство и право в период разложения крепостного строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.). Государственный строй
128. По своему политическому устройству Россия в XIX в. была самодержавной монархией. Разработка новых законов была в руках:
- самого императора;- Государственного Совета;
- чиновничества;
- Сената;
- правительства в лице Комитета министров.
129. Учрежденное в 1826 г. Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии стало:
- органом цензуры;- идеологическим центром;
- органом политического сыска;
- ведомством, контролирующим деятельность всех государственных и религиозных учреждений;
- своего рода личной гвардией государя.
130. Государственный Совет был создан в:
- 1801 г;- 1802 г;
- 1803 г;
- 1810 г.
131. Основной задачей Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии являлось:
- контроль за деятельностью министерств;- обеспечение политической и государственной безопасности ;
- подготовка проекта реформы по управлению государственными крестьянами.
132. Нормативно-правовой акт, принятый в 1802 г.:
- «Об учреждении министерств»;- «О проведении губернской реформы»;
- «Устав благочиния»;
- «Учреждение судебных установлений».
133. Законодательство (СЗРИ) различало верховное и подчиненное управление. Государственный Совет являлся органом:
- верховным;- подчиненным;
- обособленным.
134. Комитет министров по СЗРИ, будучи совещательным органом, некоторые дела решал окончательно. В его компетенцию входили вопросы:
- о разрешении земельных споров;- о назначении пенсий, пособий; о разрешении церквам приобретать недвижимость;
- о решении жилищных проблем среди населения.
135. Главой административных органов в губернии по СЗРИ был:
- капитан-исправник;- старшина;
- губернатор;
- воевода.
136. Во главе финансового управления губернии по СЗРИ находились:
- казенная палата;- земский суд;
- исправник.
Общественный строй.
137. Экономика России в середине XIX в. неуклонно и закономерно развивалась по пути дальнейшего становления капиталистических отношений. Этому существенно мешали:
- патриархальное хозяйство; +- барщинная система хозяйства;
- расширение рынка сбыта;
- недостаток финансов;
- неразвитость банковской системы.
138. Представители буржуазии и некоторая часть либеральных помещиков требовали в середине XIX в:
- запретить перевод крестьян в разряд городских жителей;- запретить брать бывших крепостных на предприятия в качестве вольнонаемных рабочих;
- отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труда.
139. В 1830 – 1850-е годы XIX в. в России произошел промышленный переворот. Развитие капиталистической промышленности, тесно связанной с выработкой товара на рынок, приводило:
- к увеличению городского населения;- к увольнению наемных рабочих;
- к увеличению сельского населения.
Право
140. Первоочередной задачей в России в первой половине XIX в. стала кодификация:
- законов о судоустройстве и судопроизводстве;- местных законов;
- уголовных законов.
141. Кодификационная работа в начале XIX в. была поручена:
- Розенкампфу- Сперанскому;
- Бэкону;
- Бенкендорфу.
142. Продолжая дело своих предшественников по кодификации русского права, дал указания о создании свода законов, а не нового уложения, монарх:
- Екатерина II;- Павел I;
- Николай I.
143. Свод законов Российской империи было решено ввести с:
- 2 марта 1824 г.;- 2 февраля 1830 г;
- 1 апреля 1835 .
144. В первой половине XIX в. в новых экономических условиях получает широкое распространение договор товарищества. Для возникновения товарищества требовалось:
- разрешение правительства;- регистрация;
- наличие акций.
145. Могла ли жена согласно нормам семейного права по СЗРИ иметь паспорт:
- нет;- обязательно должна была иметь;
- только с разрешения мужа.
146. «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» было принято в:
- 1825 г.- 1829 г.;
- 1845 г;
- 1850 г.
Раздел II. Тема 8. Государство и право России в период перехода к буржуазной монархии (вторая половина XIX – начало XX вв. ). Государственный строй.
147. Полицейская реформа была проведена в:
- 1862 г;- 1870 г;
- 1879 г;
- 1888 г.
148. Земская реформа была проведена в:
- 1864 г;- 1868 г;
- 1871 г;
- 1875 г.
149. Над земскими учреждениями контроль осуществлял:
- Сенат;- уездный помещик;
- губернатор;
- староста.
150. Наиболее важным в военной реформе 1874 г. было:
- изменение срока службы;- отмена обязательной военной службы;
- отмена рекрутских наборов, установление обязательной военной службы;
- ужесточение рекрутских наборов.
Общественный строй.
151. В 1861 г. появился термин «временнообязанные отношения». Это означало:
- вся земля в имении, в том числе и та, которая находилась в пользовании крестьян, признавалась собственностью помещика;- крестьяне получали земельные наделы в частную собственность на определенное время;
- за пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк.
152. Накануне отмены крепостного права барщинных крестьян было более 70 %. Ограничение барщинных дней установил:
- Екатерина II;- Павел I;
- Александр I;
- Александр II.
153. Крепостное право было отменено в:
- 1859 г;- 1861 г;
- 1865 г;
- 1869 г;
- 1871 г.
154. Необходимость отмены крепостного права вызывалась:
- поражением в Крымской войне;- развитием сельского хозяйства;
- постепенным развитием экономики по капиталистическому пути;
- резким спадом производства.
155. Секретный комитет, который должен был подготовить проект закона о ликвидации крепостного права, был создан в:
- 1849 г.;- 1851 г.;
- 1857 г.;
- 1860 г.
156. Манифест об освобождении крестьян (1861 г.) был издан:
- Екатериной II;- Александром I;
- Николаем I;
- Александром II;
- П.А. Столыпиным.
157. По условиям общего и местных положений 1861 г. при наделении крестьян землей происходило безвозмездное выделение «дарственных наделов», если:
- земля была нечерноземная;- земля находилась на территории с низким уровнем торгово-промышленного и транспортного развития;
- размеры наделов были меньше установленных в положениях;
- крестьяне требовали наделения через суд.
158. Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. В 1861 г. при освобождении от крепостного состояния из членов крестьянской семьи землей наделялись:
- все;- только совершеннолетние лица;
- только лица мужского пола;
- только лица женского пола.
159. Получая землю по реформе 1861 г., определенный процент от суммы при совершении выкупной сделки крестьяне обязаны были выплатить наличными. Этот процент составлял:
- 20 – 25;- 30;
- 50 – 60;
- 75.
160. При совершении выкупной сделки (за землю) крестьяне выплачивали часть суммы наличными, остальную сумму помещики получали из казны. Крестьяне должны были выплачивать государству эту (остальную) сумму на протяжении:
- 37 лет;- 46 лет;
- 49 лет;
- 75 лет.
161. Выкуп за землю брался с учетом:
- реальной стоимости земли;- платежеспособности крестьянина;
- чтобы обеспечить помещикам суммы дореформенных оброчных платежей;
- финансового положения помещика.
Право.
162. В 1864 г. было проведена судебная реформа. Россия получила новый суд:
- бессословный;- сословный;
- гласный и состязательный;
- розыскной;
- независимый от администрации.
163. Присяжных заседателей в окружной суд по судебной реформе 1864 г. выбирали из:
- дворянства;- всех сословий;
- всех сословий, кроме временнообязанных крестьян;
- собственников;
- разночинной интеллигенции, имевшей образование в объеме гимназии.
164. Присяжные заседатели по реформе 1864 г. выносили вердикт:
- по статьям, где мера наказания не превышала 10 лет лишения свободы;- «виновен», «не виновен»;
- «виноват, но заслуживает снисхождения»;
- «подсудимый совершил преступление».
165. Мировой судья по судебной реформе 1864 г. избирался на три года:
- земскими собраниями;- присяжными заседателями;
- городскими думами;
- губернскими присутствиями.
166. Право присуждать к телесным наказаниям (до 1904 г.) имел:
- волостной суд;- мировой посредник;
- только мировой судья;
- суд любой инстанции.
167. В 1889 г. правительство ввело Положение о земских участковых начальниках, согласно которому:
- мировой суд упразднялся;- каждый уезд разделялся на участки, административная и судебная власть которых сосредоточивалась в руках земских начальников;
- на должность земских начальников назначались местные помещики;
- земскими начальниками руководил уездный предводитель дворянства;
- земского начальника назначал Главный совет.
168. По судебной реформе 1864 г. судья общего суда объявлялись:
- сменяемыми;- несменяемыми;
- назначаемые;
- ответственными перед губернаторами.
169. Присяжные заседатели по судебной реформе 1864 г. при рассмотрении уголовных дел:
- решали вопрос о виновности или невиновности подсудимого;- назначали адвокатов;
- рассматривали апелляции;
- определяли меру наказания.
170. Коронный суд по судебной реформе 1864 г. при рассмотрении уголовных дел:
- участвовал в следствии;- проводил предварительное рассмотрение дел;
- определял конкретную меру наказания.
171. Апелляционная инстанция для окружных судов по судебной реформе 1864 г. – это:
- местные суды;- судебные палаты;
- волостные суды;
- съезды мировых судей.
172. Прокуратуру в России возглавлял:
- император;- председатель Государственного совета;
- министр юстиции;
- бургомистр.
173. Согласно принципу презумпции невиновности по судебной реформе 1864 г. любое лицо считалось невиновным до тех пор, пока:
- его не арестуют;- его виновность не будет установлена судом;
- он не сознается в совершении преступления;
- против него не дадут показания 5 человек.
174. Важным нововведением судебной реформы 1864 г. считалось:
- введение прокуратуры;- введение адвокатуры;
- создание городской думы;
- введение всеобщей воинской повинности.
175. Созданные в 1861 г. суды, которые были сугубо сословными, выбирались крестьянами, состояли из крестьян и судили только крестьян, назывались:
- мировые;- окружные;
- волостные;
- уездные.
176. Решения волостных судов при рассмотрении дел в основном принимались:
- строго следуя законодательству;- подчиняясь мнению большинства присутствующих;
- подчиняясь мнению ближайших родственников подсудимого;
- подчиняясь личному мнению судьи.
Тема 9. Государство и право России в период формирования конституционной монархии (1905 – 1916 гг.). Государственный строй.
177. Поводом для превращения неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию стало:
- буржуазные реформы 1860 – 70-х годов;- Манифест от 29 апреля 1881 г.;
- революция 1905 г.;
- революция 1917 г.
178. Автономия университетов была восстановлена:
- в конце 1901 г.;- летом 1905 г.;
- в 1884 г. ;
- в 1907 г.
179. «Основные государственные законы» в новой редакции были изданы:
- 17 апреля 1905 г.;- 23 апреля 1906 г.;
- 8 июня 1906 г.;
- 5 марта 1905 г.
180. Согласно «Основным государственным законам» от 23 апреля 1906 г. законодательная власть принадлежала:
- императору;- императору совместно с Государственным Советом и Государственной думой;
- Государственному Совету и Государственной думе;
- Государственной думе и Сенату.
181. В компетенцию Государственной думы входило:
- предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение госбюджета;- обсуждение вопросов об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах министерствам, о государственных займах;
- решение бюджетных вопросов, связанных с деятельностью военного министерства.
182. Имущественный ценз по закону о выборах в Государственную думу от 11 декабря 1905 г. был установлен для избирательных курий:
- землевладельческой;- городской;
- крестьянской;
- рабочей.
183. П.А. Столыпин был:
- главой правительства;- председателем Государственной думы;
- председателем Государственного Совета;
- Генерал-прокурором.
184. Во время первой мировой войны правительство России начало наступление на политическую оппозицию: прерывается заседание Государственной думы, запрещается деятельность Земгора, проводятся аресты рабочих групп военно-промышленных комитетов, члены которых обвинялись в саботаже. Это произошло в:
- в мае 1912 г.;- мае 1913 г.;
- сентябре 1915г.;
- декабре 1916г.
185. Принципами, характерными для российской избирательной системы в 1905 – 1916 гг. были
- прямое участие в выборах всего населения;- равное участие в выборах всего населения;
- куриальная система выборов;
- многостепенная система выборов.
Общественный строй.
186. Манифест «Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения» 13 ноября 1905 г.:
- уменьшил выкупные платежи со всех категорий крестьян на 50 % с 1 января 1906 г.;- увеличил выкупные платежи с государственной крестьян;
- отменил выкупные платежи со всех категорий крестьян с 1 января 1907 г.;
- увеличил выкупные платежи с крестьян по причине финансового кризиса.
187. В результате аграрной реформы П.А. Столыпина :
- увеличились земельные наделы всех крестьян;- увеличилось число безземельных крестьян и батраков, окрепло среднее крестьянство;
- было отменено помещичье землевладение.
Право.
188. Закон в соответствии с Основными государственными законами от 23 апреля 1906 г. должен был выражать общую волю:
- Сената, Государственной думы, императора;- Сената, Государственной думы, Государственного совета;
- Государственной думы, Государственного совета, императора.
189. Суду было предоставлено право восстановления в правах или реабилитации в:
- 1901 г.;- 1905 г.;
- 1909 г.;
- 1913 г.
190. Законы в Российской империи делились на:
- общие, местные;- общие, местные, особенные, специальные;
- государственные, локальные, специальные.
191. Система источников права в конце XIX – начале XX в. дополнилась:
- постановлениями Совета министров и мнениями Государственной думы;- постановлениями Совета министров и мнениями Государственного совета;
- мнениями Государственной думы и мнениями Государственного совета.
192. В наименованиях наиболее фундаментальных актов в начале XX в. был принят термин:
- «кодекс»;- «закон»;
- «мнение».
193. Положения Совета министров в начале XX в.:
- приобретали характер законов;- носили статусный, правоустанавливающий характер, часто определяли структуру и функции новообразуемых органов власти и управления;
- были направлены на проведение вполне конкретных правовых акций и преобразований.
194. Юридической основой деятельности Союза земств и городов (Земгор) во время первой мировой войны были:
- указ «О союзе земств и городов»;- закон «О союзе земств и городов»;
- договоры, заключаемые разными земствами между собой.
195. Статья 87 Основных государственных законов Российской империи 1906 г. предусматривала право императора:
- издавать срочные законы в перерывах между сессиями Думы;- распускать Думу по своему смотрению;
- изменять избирательный закон.
196. Во время первой мировой войны государство регулировало рынок:
- методом «товарных интервенций»;- административно-командными методами;
- сочетанием вышеуказанных методов.
197. Судопроизводство в военно-полевых судах во время первой мировой войны осуществлялось:
- как и в довоенное время;- без суда и следствия;
- краткосрочное слушание, отсутствие защиты, невозможность обжалования.
Тема 10. Государство и право России в период Февральской революции (март – октябрь 1917 г.). Государственный строй.
198. Император Николай II отрекся от престола в пользу своего брата вел. кн. Михаила Александровича:
- в июле 1916 г.;- в марте 1917 г.;
- в сентябре 1917 г.;
- в октябре 1917 г.
199. После Февральской революции власть сразу же перешла к:
- большевикам;- Временному правительству;
- Временному комитету Государственной думы;
- меньшевикам.
200. Временное правительство подчинялось:
- Временному комитету Государственной думы;- Петроградскому Совету;
- Государственному Совету;
- никому.
201. На Апрельской конференции большевиков в 1917 г. обсуждался вопрос:
- немедленное свержение Временного правительства;- усиление роли Советов в государственной и экономической жизни страны.
202. На I Всероссийском съезде Советов в июне 1917 г. было принято решение:
- об образовании правительства из среды съезда;- об ответственности эсеров, меньшевиков и народных социалистов перед рабочим съездом Советов;
- о свержении Временного правительства.
203. Временное правительство являлось органом:
- государственной власти;- государственного управления;
- законодательной и исполнительной власти.
204. Внепартийная Директория образовалась в результате:
- неуклонного роста в правительстве эсеров и меньшевиков;- правительственных кризисов;
- правительственных кризисов и корниловского мятежа.
205. Внепартийная Директория от «Совета пяти» отличалась тем, что:
- внепартийная Директория была органом законодательной власти, а «Совет пяти» - исполнительной власти;- ничем (разные названия одного и того же органа);
- во внепартийную Директорию не входили меньшевики.
206. Основными принципами Директории были:
- «Вся власть Советам»;- укрепление существовавшего режима;
- возвращение к монархии.
207. Правительствующий Сенат между февралем и октябрем 1917 г. относился к ветви власти:
- - законодательный;- исполнительной;
- судебной.
208. В экономической сфере Временное правительство придерживалось в 1917 г. следующих направлений:
- установление монополии над особо важными отраслями производства, предоставление государственных инвестиций частному производству;- государство придерживалось принципа невмешательства в частное производство;
- проведение антимонопольной политики.
209. Аппаратом государственного регулирования экономики в марте – октябре 1917 г. являлись:
- государственные органы;- Министерство экономики и финансов;
- государственные органы совместно с аппаратом русских монополий.
210. В марте 1917 г. при правительстве России было создано Юридическое совещание. Основными направлениями его деятельности были:
- - подготовка законопроектов;- корректировка законопроектов;
- подготовка законопроектов и составление заключений по правовым вопросам.
211. Меньшевиками и эсерами в конце августа 1917 г. было внесено предложение созвать Демократическое совещание. На нем был утвержден орган:
- Всероссийский демократический совет;- Временный Совет республики (Предпарламент);
- Министерство труда и продовольствия;
- Учредительное собрание.
212. Основными тенденциями развития буржуазного государства в России в марте – октябре 1917 г. были:
- децентрализация бюрократического аппарата России;- демократизация местного управления;
- усиление роли местных властей;
213. Буржуазно-демократическая революция 1917 г. переросла в социалистическую в:
- феврале ;- марте;
- октябре.
214. В марте 1917 г. при правительстве России было создано Юридическое совещание. Основными направлениями его деятельности были:
- подготовка законопроектов;- корректировка законопроектов;
- подготовка законопроектов и составление заключений по правовым вопросам.