1. Синергетическая парадигма фундаментальности
1.1. Онтология – это учение о…
А) познании;Б) природе;
В) ценностях;
Г) бытии.
1.2. Аксиология – это:
А) учение о материальном процессе;Б) метрические свойства;
В) связь различных элементов;
Г) учение о ценностях.
1.3. Гносеология – это учение о:
А) познании;Б) пространствах;
В) описании природы;
Г) материи.
1.4. Объекты, проявляющие по мере увеличения все большее число деталей – это …
А) аттракторы;Б) фракталы;
В) бифуркации;
Г) нет верного ответа.
1.5. В чём заключается принцип фрактальности:
А) возможность обобщения, усложнения структуры системы в процессе эволюции;Б) минимальное количество ключевых параметров;
В) главное в становлении не элементы, а целостная структура;
Г) возможность моделирования эволюции системы с помощью нескольких параллельных теоретических подходов?
1.6. Что исследует синергетика?
А) эффект взаимодействия больших систем;Б) эффект взаимодействия малых систем;
В) линейные системы;
Г) нет верного ответа.
1.7. Когда возникла синергетика?
А) в 60-е гг. ХХ в.;Б) в 70-е гг. ХХ в.;
В) в 70-е гг. ХIX в.;
Г) в 80-е гг. ХХ в.
1.8. Кем были заложены основы синергетики?
А) Р. Майером, Д. Джоулем и Г. Гельмгольцем;Б) Больцманом и Гиббсом;
В) Г. Хакеном и И. Пригожиным;
Г) С. Карно.
1.9. Модели синергетики – это модели
А) нелинейных, неравновесных систем, подвергающихся действию факторов;Б) линейных и неравновесных систем;
В) нелинейных и равновесных систем;
Г) линейных и равновесных систем, не подвергающихся действию факторов.
1.10. Указать неверное утверждение, что …
А) методы синергетики в значительной степени пересекаются с методами теории колебаний и волн, термодинамики неравновесных процессов, теории катастроф, теории фазовых переходов, статистической механики и др.;Б) синергетика исследует организационный момент, эффект взаимодействия больших систем;
В) естественнонаучная теория не дает объяснение целой области явлений в природе с единой точки зрения;
Г) аттрактор – состояние системы, к которому она эволюционирует.
2. Необходимость постижения концепций современного естествознания
2.1. Материалистическая трактовка физической картины мира характерна для:
А) А. Эйнштейна и В. Гейзенберга;Б) М. Планка и А. Эйнштейна;
В) В. Гейзенберга и Э. Шредингера;
Г) Э. Шредингера и А. Эддингтона.
2.2. Кем было сформулировано соотношение неопределенностей?
А) В. В.Налимовым;Б) В. Гейзенбергом;
В) Ю. М. Лотман;
Г) К. Геделем.
2.3. Кого можно считать родоначальником физической науки?
А) Анаксагора;Б) Аристотеля;
В) Пифагора;
Г) Демокрита.
2.4 Что позволяет разрешить хаос?
А) беспорядок;Б) парадокс времени;
В) трудности жизни;
Г) вопросы общества.
2.5. Что обнаруживается в процессе самоорганизации открытых нелинейных систем?
А) однозначная природа хаоса;Б) двойственная природа хаоса;
В) устойчивость всех процессов;
Г) нет верного ответа.
2.6. Ключевыми моментами синергетики являются ….
А) устойчивость, универсальность;Б) изменчивость, наследственность, отбор;
В) нелинейность, открытость, самоорганизация;
Г) инертность, дискретность.
2.7. Кто выдвинул принцип «порядок из шума»?
А) Д.И. Менделеев;Б) И.Р. Пригожин;
В) Г.фон Ферстер;
Г) Г. Хакен.
2.8. Синергетический стиль мышления – это?
А) многостороннее, нелинейное, открытое мышление;Б) свободная игра факторов, каждый из которых взят сам по себе;
В) познание природы на фундаментальном уровне;
Г) принцип нелинейности.
2.9. Согласно какому принципу, реальные природные, общественные и психические явления и процессы детерминированы, то есть возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими?
А) принцип вероятности;Б) принцип дополнительности;
В) принцип причинности;
Г) принцип детерминизма;
2.10. Концепция детерминизма – это:
А) процесс аналитического рассуждения от общего к частному;Б) установление новых закономерностей;
В) концепция мира, которая основывается на принципах причинности и закономерности;
Г) мысленное выделение какого-либо предмета?
Ответы. 2.1 – Б; 2.2 – Б; 2.3 – А; 2.4 – Б; 2.5 – Б; 2.6 – В; 2.7 – В; 2.8 – А; 2.9 – Г; 2.10 – В.
3. Динамика постижения нелинейного мира
3.1. Три ступени постижения природы по Джонсу:
А) дивергенция, трансформация, конвергенция;Б) конвергенция, эволюция, синергетика;
В) трансформация, конвергенция, синергетика;
Г) дивергенция, трансформация, генетика?
3.2. Кто выдвинул понятие диссипативной структуры?
А) И.Р. Пригожин;Б) Г. Хакен;
В) В.И. Вернадский;
Г) К.Э. Циолковский.
3.3. Какие три уровня организации материального мира существуют?
А) живая природа, визуальный мир и общество;Б) неживая природа, живое вещество и общество;
В) неживая природа, искусственный интеллект и живое вещество;
Г) существует только один уровень- общество.
3.4. Синергетика в переводе с греческого означает:
А) сочетание;Б) сотрудничество;
В) соединение;
Г) учение
3.5. Конвергенция – это:
А) схождение;Б) основной закон системы;
В) сближение и приобретение в ходе эволюции сходных признаков;
Г) нет верного ответа?
3.6. Дивергенция – это:
А) расхождение потоков энергии системы в ходе её структурных перестроек;Б) рассеивание;
В) сближение;
Г) приобретение в ходе эволюции сходных признаков?
3.7. Синергетический стиль мышления – это:
А) последовательность предписаний;Б) нелинейное открытое мышление;
В) совокупность принципов синергетики;
Г) нет верного ответа?
3.8. «Отбор» дарвинской триады составляют:
А) неравновесность и иерархичность;Б) иерархичность и гомеостатичность;
В) гомеостатичность и нелинейность;
Г) циклическая коммуникативность и наблюдаемость?
3.9. Вчём заключается принцип дополнительности:
А) возможность приобретения знаний на основе прошлого опыта;Б) возможность моделирования эволюции системы с помощью нескольких параллельных теоретических подходов;
В) возможность обобщения, усложнения структуры системы в процессе эволюции;
Г) главное в становлении не элементы, а целостная структура?
3.10. В чём заключается принцип подчинения:
А) возможность моделирования эволюции системы с помощью нескольких параллельных теоретических подходов;Б) главное в становлении не элементы, а целостная структура;
В) возможность обобщения, усложнения структуры системы в процессе эволюции;
Г) минимальное количество ключевых параметров?
4. Две формы культуры как отражение двух типов мышления
4.1. Что занимает лидирующее место в культуре нашей эпохи?
А) компьютерные достижения;Б) живопись;
В) наука;
Г) музыка.
4.2. С чьей точки зрения символизм пронизывает все отношения человека к миру – природе и другому человеку?
А) Эрнста Маха;Б) Максвелла;
В) П.А. Флоренского;
Г) И.Н. Калинаускаса.
4.3. Картина мира, рисуемая классическим разумом, - …
А) мир, лишенный всяческих благ;Б) мир, не лишенный мечтания;
В) мир, жестко связанный причинно-следственными связями;
Г) нет верного ответа.
4.4. Кто провозгласил «Знание - сила»?
А) Ф. Бэкон;Б) Сеченов;
В) Менделеев;
Г) Тимирязев.
4.5. Парадигма – это:
А) непрерывная форма материи, описываемая силовой и энергетической характеристикой;
Б) общий способ видения мира;
В) совокупность энергетических возможностей, необходимых для акта действия в системе;
Г) наука о самоорганизации в неравновесных открытых системах различной природы.
4.6. Укажите верное утверждение:проблема двух культур …
А) проблема культуры запада и востокаБ) проблема взаимопонимания ислама и христианства
В) проблема взаимопонимания естественника и гуманитария
Г) проблема, не существующая в современном мире.
4.7. Ущербность антропоцентризма заключается:
А) забыты принципы единства с окружающим миром; человечество на грани самоуничтожения;Б) человечество осознало свою миссию соавторства на пути космической эволюции;
В) человечество вернулось к духовно здоровому социуму, живущему в гармонии с природой;
Г) позабыты исторические корни человечества.
4.8. Естественные науки представляют собой…
А) интуитивный, ассоциативно – образный способ постижения мира;Б) духовный, моральный способ постижения мира;
В) рациональный, универсальный способ постижения мира;
Г) опытный, доказуемый только на фактах способ постижения мира.
4.9. Гуманитарные науки представляют собой…
А) рациональный, универсальный способ постижения мира;Б) интуитивный, ассоциативно – образный способ постижения мира;
В) духовно-нравственный способ постижения мира;
Г) правильного ответа нет.
5. Структурность и целостность природы
5.1. Что называют внутренним единством объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды?
А) дополнительность;Б) неопределенность;
В) вероятность;
Г) целостность.
5.2. В природе «полная» причина любого превращения эквивалентна его «полному» следствию. Как называется этот принцип?
А) эволюционной характеристики;Б) достаточного основания;
В) причинности;
Г) целостности в естествознании.
5.3. Что обеспечивает целостность атомов, молекул, макротел?
А) гравитационные силы;Б) ядерные силы;
В) природные силы;
Г) электромагнитные силы.
5.4. Какое происходит взаимодействие в мегамире?
А) электромагнитное;Б) электро-слабое;
В) гравитационное;
Г) ядерное.
5.5. Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Что это?
А) время;Б) пространство;
В) вселенная;
Г) скорость.
5.6. К наиболее общим свойствам пространства относят?
А) структурность и протяженность;Б) трехмерность пространства;
В) однонаправленность и необратимость;
Г) все вышеперечисленное.
5.7. Что из ниже перечисленного выступает стороной основного диалектического противоречия первичной субстанции?
А) асимметрия;Б) параллелизм;
В) перпендикулярность;
Г) симметрия.
5.8. Какой принцип утверждает, что никакое значение не может быть самодостаточным, и требует дополнения?
А) дополнительности;Б) причинности;
В) вероятности;
Г) целостности.
5.9. Кем был сформулирован принцип дополнительности?
А) Ньютоном;Б) Д. Менделеевым;
В) Максвеллом;
Г) Н. Бором.
5.10. Согласно, какому положению невозможно равным образом точно описать два взаимозависимых объекта микромира?
А) принципу дополнительности;Б) соотношению неопределенностей;
В) принципу причинности;
Г) теории вероятности.
6. Концепции детерминизма в естествознании
6.1. Лапласовский детерминизм основан:
А) на понимании причинной связи как однозначной и постоянной;Б) на понимании окружающей действительности;
В) на связи между природой и человеком;
Г) на принципе отбора?
6.2. Статистический детерминизм – это:
А) мысленное выделение какого-либо предмета;Б) расхождение потоков энергии системы;
В) учение о структуре логической организации;
Г) результат взаимодействия большого числа элементов, индивидуально детерминированных в соответствии с другими типами детерминации?
6.3. Основу классической механики составляют:
А) три закона Ньютона;Б) дарвинская триада;
В) лапласовский детерминизм;
Г) нет верного ответа?
6.4. Ускорение - это:
А) увеличение скорости;Б) изменение скорости в единицу времени;
В) производная скорости;
Г) все ответы верны?
6.5. О чём гласит первый закон Ньютона:
А) если нет никакой силы, ускорение равно нулю, и движение происходит прямолинейно и с постоянной скоростью;Б) ускорение тела пропорционально просто силе, действующей на это тело, и коэффициент пропорциональности не зависит от природы силы;
В) два тела действуют друг на друга силами, которые численно равны направлены в противоположные стороны вдоль прямой, соединяющей точки приложения этих сил;
Г) о взаимности механического воздействия сил друг на друга?
6.6. О чём гласит второй закон Ньютона:
А) два тела действуют друг на друга силами, которые численно равны направлены в противоположные стороны вдоль прямой, соединяющей точки приложения этих сил;Б) о взаимности механического воздействия сил друг на друга;
В) ускорение тела пропорционально просто силе, действующей на это тело, и коэффициент пропорциональности не зависит от природы силы;
Г) если нет никакой силы, ускорение равно нулю, и движение происходит прямолинейно и с постоянной скоростью?
6.7. О чём гласит третий закон Ньютона:
А) ускорение тела пропорционально просто силе, действующей на это тело, и коэффициент пропорциональности не зависит от природы силы;Б) два тела действуют друг на друга силами, которые численно равны направлены в противоположные стороны вдоль прямой, соединяющей точки приложения этих сил;
В) если нет никакой силы, ускорение равно нулю, и движение происходит прямолинейно и с постоянной скоростью;
Г) нет верного ответа?
6.8. Замкнутая система – это:
А) система, которая не обменивается с окружающей средой ни энергией, ни веществом;Б) система, которая обменивается с окружающей средой;
В) система, которая не обменивается с окружающей средой только энергией;
Г) система, которая не обменивается с окружающей средой только веществом?
6.9. Открытая система – это:
А) система, которая не обменивается с окружающей средой только энергией;Б) система, которая не обменивается с окружающей средой только веществом;
В) система, которая не обменивается с окружающей средой ни энергией, ни веществом;
Г) система, которая обменивается с окружающей средой энергией и веществом?
6.10. Второй закон термодинамики называют:
А) закон сохранения и превращения энергии;Б) закон возрастания энтропии;
В) закон сохранения массы;
Г) нет верного ответа?
7. Концепции микро и макромира
7.1. Что не является структурным компонентом первичной субстанции?
А) межгалактическое пространство;Б) микромир;
В) мегамир;
Г) макромир.
7.2. К микромиру относятся следующие признаки структуры:
А) космические системы и неограниченные масштабы;Б) макроскопические тела;
В) элементарные частицы и ядра атомов;
Г) сообщества живых существ.
7.3. К макромиру относятся следующие признаки структуры:
А) макроскопические тела;Б) космические системы;
В) элементарные частицы и ядра атомов;
Г) клетки и гены.
7.4. К мегамиру относятся следующие признаки структуры:
А) живые организмы;Б) космические системы и неограниченные масштабы;
В) ядра атомов элементарных частиц;
Г) Молекулы.
7.5. Структура атомов определятся:
А) гравитацией;Б) электромагнетизмом;
В) сильным взаимодействием;
Г)слабым взаимодействием
7.6. Сильное взаимодействие испытывают:
А) электроны;Б) протоны;
В) нейтрино;
Г) фотоны.
7.7. Пространство в понимании современной физики - это:
А) свойство человеческого сознания упорядочивать предметы, определять место одного рядом с другим;Б) вечная категория сознания, врожденная как форма чувственного созерцания;
В) атрибут материи, определенный связями и взаимосвязями движения тел;
Г) пустота, в которой находятся различные тела.
7.8. Время в понимании теории относительности - это:
А) последовательность изменений, происходящих в материальных вещах;Б) способность человека переживать и упорядочивать события одно за другим;
В) доопытная форма восприятия, получаемая человеком при рождении;
Г) прерывность
7.9. К свойствам пространства не относится:
А) протяженность;Б) необратимость;
В) непрерывность;
Г) прерывность.
7.10. Что из перечисленного является основными формами существования материи?
А) только пространство;Б) пространство и время;
В) пространство, время и поле;
Г) пространство, время, поле и вещество.
8. Природа реальных объектов, борьба со сложностью
8.1. чем можно охарактеризовать процесс рождения порядка из хаоса?
А) выборкой информации из уже предложенной;Б) упорядочение информации;
В) возникновение хаоса из порядка;
Г) отбор информации из шума.
8.2. Процессы в открытых системах ведут…
А) от порядка к хаосу;Б) от хаоса к порядку;
В) и в том и в другом направлении;
Г) у них нет строгой направленности.
8.3. Чем служат для природы динамические закономерности?
А) исключением;Б) правилом;
В) методом;
Г) возможностью.
8.4. Что такое вероятность?
А) понятие, выражающее меру возможности, количественная характеристика;Б) понятие, выражающее качественную характеристику;
В) представление о взаимодействии тел;
Г) не точная информация.
8.5. Что формулирует природа, для того чтобы вероятность процессов стала равна нулю?
А) возможности;Б) порядок;
В) схемы;
Г) условия.
8.6. Какие теории в современной науки и практики нельзя отнести, к основанным на использовании фактора случайного?
А) теория случайного поиска;Б) теория массового обслуживания;
В) теория равновесия;
Г) теория катастроф.
8.7. Что может служить причинами хаоса?
А) шумы, внешние помехи;Б) наличие большого числа степеней свободы;
В) достаточно сложная организация системы;
Г) все вышеперечисленное.
8.8. «Никаким физическим опытам, произведенным в инерциальной системе отсчета, невозможно определить, движется ли эта система равномерно и прямолинейно, или находится в покое». Что это за принцип?
А) дополнительности;Б) относительности;
В) инвариантности;
Г) подобия.
8.9. Как вы понимаете выражения: все законы механики инвариантны?
А) т.е. имеют один и тот же вид (неизменны);Б) одинаковые;
В) изменяются в зависимости от условий;
Г) т.е. они не связаны с существованием наблюдателя.
8.10. О чем говорит идея целостности?
А) цель жизни состоит в самоутверждении;Б) нужно жить в гармонии с природой, не нарушая ее равновесия;
В) мир должен быть разделен на обособленные части;
Г) активное внедрение науки в природу.
9. Принципы симметрии
9.1. Асимметрия это:
А) сохранение общего в объектах или явлений;Б) ограничение числа возможных вариантов;
В) большее или меньшее нарушение зеркальности отображения;
Г) одинаковость в расположение частей.
9.2. Что относиться к категории симметрии?
А) симметрия и асимметрия;Б) дисимметрия;
В) антисимметрия;
Г) все вышеперечисленное.
9.3. Что характерно для симметрии?
А) однородность, пропорциональность, гармония;Б) неоднородность, хаос, пропорциональность;
В) соразмерность, гармония, неоднородность, деспотичность;
Г) незавершенность, хаос, однородность.
9.4. Почему пространство и время мы можем считать объективными?
А) они существуют вне и независимо от сознания человека;Б) они оцениваются человеком;
В) у них нет определенного смысла;
Г) из-за трехмерности пространства.
9.5. В чем смысл принципа Вейля?
А) физические законы не должны зависеть от масштаба длины, выбранного в пространстве;Б) физические законы не должны изменять свой вид при замене одного масштаба на другой;
В) физические законы зависят от масштаба длины, выбранного в пространстве;
Г) физические законы изменяют свой вид при замене одного масштаба на другой;
9.6. Понятие о калибровочной симметрии, связанной с масштабными преобразованиями ввел:
А) Э. Энштейн;Б) Г. Вейль
В) С. Хокинг;
Г) Л. Грей.
9.7. Чем выше уровень организации материи тем:
А) меньше энтропия;Б) меньше симметрия;
В) больше энтропия;
Г) больше симметрия.
9.8. Какие из перечисленных объектов являются диссеметричными:
А) берега рек, текущие вдоль земных меридианов;Б) зданием Московского университета;
В) руки человека;
Г) отображение в зеркале.
9.9. В пифагорейском учении теория чисел лежала в основе исследований по:
А) физике и химии;Б) музыке и астрономии;
В) механики и космологии;
Г) географии и медицины.
9.10. Взаимосвязь, каких объектов продемонстрировала теория относительности?
А) вещества и поля;Б) синергетики и детерминизма;
В) пространства и времени;
Г) Человека и природы.
10. Концепции самоорганизации
10.1. Что является фундаментальным концептуальным узлом новой парадигмы?
А) линейность;Б) самоорганизованность;
В) нелинейность;
Г) закрытость.
10.2. Что является одной из важнейших характеристик развивающейся системы?
А) уровень развития;Б) уровень интеллекта;
В) уровень заимствования;
Г) уровень отражения.
10.3. Какой термин появился в результате применения принципов синергетики в исследовании объектов социальной природы?
А) биосинергетика;Б) социосинергетика;
В) химиосинергетика;
Г) физикосинергетика.
10.4. Открытая система – это:
А) понятие, выражающее динамику, развитие сложных систем и мира в целом как их фундаментальную характеристику;Б) система, обменивающаяся с окружающей средой веществом, энергией и информацией, способна творить порядок из хауса путём локализации структур;
В) понятие, выражающее, прогрессивные качественные изменения в системе;
Г) правильного ответа нет.
10.5. Бифуркации – это:
А) общий способ видения мира;Б) качественные всевозможные перестройки и метаморфозы различных объектов при изменении параметров, от которых они зависят;
В) наука о самоорганизации в неравновесных открытых системах различной природы;
Г) правильного ответа нет.
10.6. Аттрактор – это
А) учение о происхождении человека;Б) отталкивающее множество;
В) притягивающее множество;
Г) правильного ответа нет.
10.7. Сущностью универсальной роли метаязыка является:
А) рациональный, универсальный способ постижения мира;Б) синтез языка философских категорий и синергетики, языка образов, ассоциаций и формальной логики, языка древних традиций;
В) интуитивный, ассоциативно – образный способ постижения мира;
Г) изменчивость, наследственность, отбор.
10.8. Класс систем, способных к самоорганизации – это:
А) открытые линейные системы;Б) открытые нелинейные системы;
В) закрытые линейные системы;
Г) закрытые нелинейные системы.
10.9. Особенность феномена нелинейности заключается в:
А) «уменьшении флуктуаций»;Б) устойчивости;
В) «усилении флуктуаций»;
Г) неустойчивости.
10.10. Бифуркационные состояния – это:
А) состояние, из которых возможен переход материального объекта в целое множество новых состояний;Б) преднамеренное восприятие, осуществляемое с целью выявления свойств предмета;
В) возможность обобщения, усложнения структуры системы в процессе эволюции;
Г) нет верного ответа?
11. Химические процессы
11.1. Закон Менделеева в современной формулировке: свойства элементов, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от …
А) атомных масс элементов;Б) числа нуклонов в ядре;
В) общего числа элементарных частиц в атоме;
Г) числа ē в атоме.
11.2. Чистое вещество (в отличие от семей) - это…
А) квасцы;Б) бронза;
В) бромная вода;
Г) жидкое стекло.
11.3. Химические свойства элементов определяются:
А) строением атомных ядер;Б) скоростью движения молекул;
В) условием проведения химических реакций;
Г) электронным строением атомов;
11.4. Электрически заряженные частицы, появляющиеся в процессе электролиза – это:
А) радикалы;Б) ионы;
В) молекулы;
Г) макромалекулы.
11.5. По современным представлениям, химическое соединение обладает:
А) только постоянным составом;Б) макромолекулярным составом;
В) одним или несколькими химическими элементами;
Г) только переменным составом.
11.6. Свойства молекулы определяется:
А) взаимодействием разноименно заряженных атомов;Б) характером соединения переменного состава;
В) взаимодействием атомных групп;
Г) характером физико-химического взаимодействия составляющих ее атомов.
11.7. На протекание химической реакции значительнее всего влияет:
А) температура;Б) давление;
В) освещение;
Г) катализатор.
11.8. Из органогенов на Земле более всего распространены:
А) углерод и кислород;Б) углерод и сера;
В) кислород и азот;
Г) кислород и водород.
11.9. В условиях «горячей» Вселенной катализ:
А) отсутствовал;Б) начинался;
В) активизировался;
Г) завершился.
11.10. Вне планеты наиболее распространены химические элементы:
А) всей таблицы Менделеева;Б) металлы и неметаллы;
В) водород и гелий;
Г) гелий и углерод.
12. Землеведение
12.1. Область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы называется:
А) ноосферой;Б) тропосферой;
В) биосферой;
Г) экосферой.
12.2. Укажите на географические последствия суточного вращения Земли:
А) смена дня и ночи;Б) деформация фигуры Земли;
В) существование силы Кориолиса;
Г) суперпозиция центробежной силы и силы тяготения.
12.3. Какими показателями характеризуется магнитное поле Земли?
А) магнитным склонением;Б) магнитным наклонением;
В) магнитной напряженностью;
Г) правильного ответа нет.
12.4. В состав криосферы не входит:
А) криолитосфера;Б) криогидросфера;
В) хионосфера;
Г) океаносфера.
13. Особенности биологического уровня организации природы
13.1. Жизнь на земле зародилась в:
А) протерозое;Б) мезозое;
В) архее;
Г) кайнозое.
13.2. «Силовыми» станциями клетки являются:
А) митохондрии;Б) рибосомы;
В) лизосомы;
Г) ядра.
13.3. Какие из перечисленных эволюционных фактов влияют на наследственные изменения:
А) мутационный процесс;Б) популяционные волны;
В) изоляция,
Г) естественный отбор.
13.4. Единица наследственной информации живого организма – это:
А) аллель;Б) ген;
В) хромосома;
Д) рибосома.
13.5. Двадцать третья пара хромосом, определяющая пол, у мужчин – это
А) XX;Б) XY;
В) YY;
Г) XZ.
13.6. Бесполым размножением не является:
А) образование гамет;Б) почкование;
В) фрагментация;
Г) клонирование.
13.7. Одна из теорий возникновения жизни на Земле, заключающаяся в том, что жизнь занесена на нашу планету извне, называется:
А) биохимической эволюцией;Б) панспермией;
В) креацинизмом;
Г) самопроизвольным зарождением;
13.8. Единица строения и жизнедеятельности живого организма – это:
А) атом;Б) ткань;
В) клетка;
Г) молекула.
13.9. Для живых организмов нехарактерно:
А) способность обмена с окружающей средой;Б) метаболизм;
В) деление и почкование;
Г) закрытость системы.
14. Эволюционное учение в биологии
14.1. Особую роль в мировом эволюционном процессе играет …
А) принцип максимума энергии;Б) принцип минимума диссипации энергии;
В) принцип суперпозиции;
Г) принцип сходства двух систем.
14.2. Через что идет развитие от низшего к высшему?
А) совершенствование свойства отражения, обусловливающее повышение уровня организации и надежности структур, расширение их функциональных возможностей;Б) совершенствование свойства присвоения;
В) понижение уровня развития;
Г) понижение надежности структур.
14.3. Что относится к эволюционной триаде:
А) изменчивость, наследственность, отбор;Б) постоянность, универсальность;
В) нелинейность;
Г) неустойчивость, открытость.
14.4. Элементарная структура эволюции, по современным представлениям, - это:
А) клетка;Б) организм;
В) популяции;
Г) биоценоз.
14.5. В современной теории эволюции «волны жизни» - это:
А) волны мирового океана;Б) периодические изменения климата планеты;
В) количественные колебания в численности популяции;
Г) увеличение числа близкородственных скрещиваний.
14.6. Открытие устойчивости генов вызвало появление течения генетического:
А) неоламаркизма;Б) антименделизма;
В) антиламаркизма;
Г) антидарвнинизма.
14.7. Как называется цикл развития организма от зиготы до смерти:
А) филогенез;Б) онтогенез;
В) ароморфоз;
Г) метаморфоз.
14.8. Микроэволюция это процесс образования новых:
А) видов;Б) подвидов;
В) родов и семейств;
Г) классов и типов.
14.9. Какое из видов взаимодействия организмов не является коэволюцией:
А) симбиоз;Б) паразитизм;
В) биогеоценоз;
Г) социум.
14.10. В современном естествознании «коэволюция» означает:
А) современный этап эволюции живого на земле;Б) взаимное приспособление видов;
В) разрушение биоценозов;
Г) самая жесткая борьба за существование.
15. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы
15.1. Назовите группы организмов, не относящихся к эукариотам:
А) животные;Б) вирусы;
В) бактерии;
Г) мхи.
15.2. Низкоорганизованные живые организмы у которых отсутствует истинное ядро клетки, ДНК располагается в клетке свободно, не отделяясь от цитоплазмы ядерной мембраной называются:
А) лишайники;Б) мхи
В) прокариоты;
Г) эукариоты.
15.3. Процесс эволюции биогеоценоза называется:
А) номогенез;Б) филогенез;
В) сукцессия;
Г) деструкция.
15.4. Согласно учению В.И. Вернадского, живое вещество – это:
А) обновляемые клетки в организме;Б) органические соединения;
В) совокупность всех живых организмов;
Г) обитаемая планета.
15.5. Вирус в биологическом плане представляет собой:
А) нуклеопротеид;Б) молекула – возбудитель инфекции;
В) вещество, обладающее свойствами существа;
Г) возбудитель инфекционных болезней, репродуцирующий внутри живых клеток, неклеточная организация.
15.6. Какой тип эволюции у концепции макромира?
А) космический;Б) химический;
В) биологический;
Г) физический.
15.7. Устойчивость биосферы в целом, ее способность эволюционировать объясняется:
А) системой относительно независимых биоценозов и многообразием организмов;Б) взаимосвязью живого и неживого вещества;
В) концепцией близкодействия;
Г) международными соглашениями.
15.8. Биосфера, как иерархическое построенное единство включает:
А) особь, популяцию;Б) биоценоз;
В) биогеоценоз;
Г) космос.
15.9. Расположите организмы в порядке увеличения «скорости передачи жизни» (захвата поверхности планеты):
А) цветковые растения;Б) инфузорные туфельки;
В) бактерии;
Г) млекопитающие.
16. Человек – единство биологической и социальной сущности
1б.1. Неандерталец – это подвид человека:
А) умелого;Б) разумного;
В) прямостоящего;
Г) современного.
16.2. современная обезьяна, наиболее близкая к человеку по степени родства, - это:
А) орангутанг;Б) горилла;
В) шимпанзе;
Г) бабуин.
16.3. Определите правильную последовательность предков людей:
А) прямостоящий – умный - разумный;Б) разумный – умелый - прямостоящий;
В) умелый – разумный - прямостоящий;
Г)умелый – прямостоящий - разумный.
16.4. Обезьяноподобный предок современного человека, живший в саваннах Восточной Африки 4-3 млн. лет назад – это:
А) дриопитек проконсул;Б) африканский австралопитек;
В) рамапитек;
Г) синантроп.
16.5. Система кровообращения человека состоит из:
А) сердца и большого круга кровообращения (от левого желудочка до правого предсердия);Б) сердца и малого круга кровообращения (от правого желудочка до левого предсердия);
В) сердца и замкнутой системы кровеносных сосудов, включающий артерии, вены и капилляров;
Г) из большого и малого круга кровообращения.
16.6. Число хромосом у человека:
А) 36;Б) 38;
В) 46;
Г) 48.
16.7. Геном человека – это:
А) нуклеотидная последовательность участков отдельных генов;Б) совокупность всех генов и межгенных участок ДНК;
В) полимерная цепь конкретных ДНК;
Г) ДНК.
16.8. Центральным органом иммунитета является:
А) гипофиз (ведущая железа внутренней секреции);Б) тимус (вилочковая железа);
В) эпифиз (структура мозга);
Г) щитовидная железа.
16.9. Уникальная ценность феномена человека (по Тейяру де Шардену и В.И. Вернадскому) проявляется:
А) в том, что человек становится основным геобразующим фактором дальнейшей эволюции природы;Б) в том, что человек – скачок в эволюции земной жизни;
В) в единстве материального тела (биомашины) и бесконечного поля сознания (т.е. в корпускулярно-волновой природе человека);
Г) в единстве функционирования в жизнедеятельности человека, законов природы и общества.
16.10. К фенотипу не относится:
А) поведенческие особенности;Б) психический склад;
В) физиология;
Г) хромосомный набор.
17. Здоровье и патологическое потомство человека
17.1. Какая из перечисленных стадий развития человека не относится к пренатальному периоду:
А) трехзародышевая стадия;Б) зародышевая (эмбриональная стадия);
В) стадия плода;
Г) стадия полового созревания.
17.2. Какого типа конституции (морфологических и анатомических особенностей строение тела человека) не существует:
А) гипостенического;Б) гиперстенического;
В) нормастенического;
Г) суперстенического.
17.3. Расположите типы темперамента человека по нарастанию интенсивности нервно-психической активности:
А) меланхоличный тип темперамента;Б) холерический тип темперамента;
В) флегматичный тип темперамента;
Г) сангвинический тип темперамента.
17.4. Какой из перечисленных признаков не диагностирует нарушение сознания:
А) дезориентация человека в пространстве и времени;Б) отрешенность от окружающего мира;
В) бессвязанность мышления, спутанность речи, амнезия;
Г) агрессивное поведение.
17.5. Сильное и относительно короткое эмоциональное состояние человека, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающее резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями в психологии называют:
А) стрессом;Б) аффектом;
Г) шизофренией;
Г) психопатией.
17.6. Особая форма эмоционального переживания, возникающая в экстремальной жизненной ситуации и требующая от человека мобилизации нервно-психических сил называется:
А) половым влечением;Б) страхом;
В) стрессом;
Г) любопытством.
17.7. Что не относится к причинам девиантного поведения (негативного, неодобряемого, отклоняющегося от социальных норм):
А) несовершенство человеческой природы;Б) биологические и психологические особенности человека
В) социальные условия жизни;
Г) солнечные бури.
17.8. Гармоничное физическое, умственное и социальное благосостояния человека называют:
А) эйфорией;Б) здоровьем;
В) богатством;
Г) процветанием.
17.9. К проблемам биоэтики (термин введен в 1971 г. В.Р. Поттером) не относится:
А) эвтаназия;Б) искусственное прерывание беременности (аборты);
В) создание клонов;
Г) зодчество.
17.10. Что не относится к важнейшим функциям популяционного здоровья:
А) общественные формации;Б) конкретный живой труд в ходе производственной деятельности, которая совершается работающими индивидами внутри данной популяции;
В) социально-биологическое воспроизводство последующих поколений;
Г) воспитание и обучение последующих поколений.
18. Биосфера и цивилизация
18.1. Определяющее воздействие человеческой разумной деятельности на развитие природы называется:
А) биосферой;Б) биоценозом;
В) этногенезом;
Г) ноосферой.
18.2. Концепция этногенеза Л.А. Гумилева относится к разновидностям:
А) океанической концепции;Б) учение о ноосфере;
В) учение об осевом времени;
Г) географического детерминизма.
18.3. По Л.Н. Гумилеву, развитие этносов определяется в значительной степени:
А) солнечной активностью;Б) деятельности пассионариев;
В) географической средой;
Г)искусственной средой обитания.
18.4. Ноосферное развитие - это…
А) разумно управляемое соразвитие общества, человека и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений;Б) экологизация планеты;
В) совместное развитие человеческого общества и научно-технического прогресса;
Г) капиталистическое развитие общества, имеющее цель получение максимальной прибыли.
18.5. Человечество на земле выживет в том случае если …
А) фактические антропогенные воздействия на биосферу не будут превышать порогового критического уровня;Б) атомная энергетика будет замещена альтернативными видами энергии;
В) будет сохранен озоновый слой Земли;
Г) будет предотвращено глобальное потепление климата.
18.6. Кто был первым, предложивший термин «экология» для обозначения науки о взаимоотношениях организмов со средой обитания:
А) Ч. Дарвин;Б) Э. Геккель;
В) В. Вернадский;
Г) И. Пригожин.
18.7. В каком периоде мы живем в экологическом отношении?
А) биогенном;Б) ноосферном;
В) техногенном;
Г) переход от техногенного к ноосферному.
18.8. Что формулирует природа, для того чтобы вероятность процессов стала равна нулю?
А) возможности;Б) порядок;
В) схемы;
Б) условия;
18.9. Укажите единственно верный ответ. Причина противоречий между природой и разумом заключается…
А) природа ставит себя над разумом;Б) разум ставит себя над природой;
В) есть нечто третье, не дающие нормальному взаимопониманию;
Г) противоречий между природой и разумом нет.
18.10. Из каких трех взаимосвязанных и функционально определяемых друг через друга феноменов состоит мир?
А) изменчивость, наследственность, отбор;Б) нелинейность, открытость, самоорганизация;
В) Природа, Логос (Мировой Разум) и Человек;
Г) правильного ответа нет.