Содержание материала

1. Синергетическая парадигма фундаментальности

1.1. Онтология – это учение о…

А) познании;
Б) природе;
В) ценностях;
Г) бытии.
 

1.2. Аксиология – это:

А) учение о материальном процессе;
Б) метрические свойства;
В) связь различных элементов;
Г) учение о ценностях.
 

1.3. Гносеология – это учение о:

А) познании;
 

Б) пространствах;
В) описании природы;
Г) материи.

1.4. Объекты, проявляющие по мере увеличения все большее число деталей – это …

А) аттракторы;
Б) фракталы;
 

В) бифуркации;
Г) нет верного ответа.

1.5. В чём заключается принцип фрактальности:

А) возможность обобщения, усложнения структуры системы в процессе эволюции;
Б) минимальное количество ключевых параметров;
В) главное в становлении не элементы, а целостная структура;
 

Г) возможность моделирования эволюции системы с помощью нескольких параллельных теоретических подходов?

1.6. Что исследует синергетика?

А) эффект взаимодействия больших систем;
 

Б) эффект взаимодействия малых систем;
В) линейные системы;
Г) нет верного ответа.

1.7. Когда возникла синергетика?

А) в 60-е гг. ХХ в.;
Б) в 70-е гг. ХХ в.;
 

В) в 70-е гг. ХIX в.;
Г) в 80-е гг. ХХ в.

1.8. Кем были заложены основы синергетики?

А) Р. Майером, Д. Джоулем и Г. Гельмгольцем;
Б) Больцманом и Гиббсом;
В) Г. Хакеном и И. Пригожиным;
 

Г) С. Карно.

1.9. Модели синергетики – это модели

А) нелинейных, неравновесных систем, подвергающихся действию факторов;
 

Б) линейных и неравновесных систем;
В) нелинейных и равновесных систем;
Г) линейных и равновесных систем, не подвергающихся действию факторов.

1.10. Указать неверное утверждение, что …

А) методы синергетики в значительной степени пересекаются с методами теории колебаний и волн, термодинамики неравновесных процессов, теории катастроф, теории фазовых переходов, статистической механики и др.;
Б) синергетика исследует организационный момент, эффект взаимодействия больших систем;
В) естественнонаучная теория не дает объяснение целой области явлений в природе с единой точки зрения;
 

Г) аттрактор – состояние системы, к которому она эволюционирует.

2. Необходимость постижения концепций современного естествознания

2.1. Материалистическая трактовка физической картины мира характерна для:

А) А. Эйнштейна и В. Гейзенберга;
Б) М. Планка и А. Эйнштейна;
 

В) В. Гейзенберга и Э. Шредингера;
Г) Э. Шредингера и А. Эддингтона.

2.2. Кем было сформулировано соотношение неопределенностей?

А) В. В.Налимовым;
Б) В. Гейзенбергом;
 

В) Ю. М. Лотман;
Г) К. Геделем.

2.3. Кого можно считать родоначальником физической науки?

А) Анаксагора;
 

Б) Аристотеля;
В) Пифагора;
Г) Демокрита.

2.4 Что позволяет разрешить хаос?

А) беспорядок;
Б) парадокс времени;
 

В) трудности жизни;
Г) вопросы общества.

2.5. Что обнаруживается в процессе самоорганизации открытых нелинейных систем?

А) однозначная природа хаоса;
Б) двойственная природа хаоса;
 

В) устойчивость всех процессов;
Г) нет верного ответа.

2.6. Ключевыми моментами синергетики являются ….

А) устойчивость, универсальность;
Б) изменчивость, наследственность, отбор;
В) нелинейность, открытость, самоорганизация;
 

Г) инертность, дискретность.

2.7. Кто выдвинул принцип «порядок из шума»?

А) Д.И. Менделеев;
Б) И.Р. Пригожин;
В) Г.фон Ферстер;
 

Г) Г. Хакен.

2.8. Синергетический стиль мышления – это?

А) многостороннее, нелинейное, открытое мышление;
 

Б) свободная игра факторов, каждый из которых взят сам по себе;
В) познание природы на фундаментальном уровне;
Г) принцип нелинейности.

2.9. Согласно какому принципу, реальные природные, общественные и психические явления и процессы детерминированы, то есть возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими?

А) принцип вероятности;
Б) принцип дополнительности;
В) принцип причинности;
Г) принцип детерминизма;
 

2.10. Концепция детерминизма – это:

А) процесс аналитического рассуждения от общего к частному;
Б) установление новых закономерностей;
В) концепция мира, которая основывается на принципах причинности и закономерности;
 

Г) мысленное выделение какого-либо предмета?
Ответы. 2.1 – Б; 2.2 – Б; 2.3 – А; 2.4 – Б; 2.5 – Б; 2.6 – В; 2.7 – В; 2.8 – А; 2.9 – Г; 2.10 – В.

3. Динамика постижения нелинейного мира

3.1. Три ступени постижения природы по Джонсу:

А) дивергенция, трансформация, конвергенция;
 

Б) конвергенция, эволюция, синергетика;
В) трансформация, конвергенция, синергетика;
Г) дивергенция, трансформация, генетика?

3.2. Кто выдвинул понятие диссипативной структуры?

А) И.Р. Пригожин;
 

Б) Г. Хакен;
В) В.И. Вернадский;
Г) К.Э. Циолковский.

3.3. Какие три уровня организации материального мира существуют?

А) живая природа, визуальный мир и общество;
Б) неживая природа, живое вещество и общество;
 

В) неживая природа, искусственный интеллект и живое вещество;
Г) существует только один уровень- общество.

3.4. Синергетика в переводе с греческого означает:

А) сочетание;
Б) сотрудничество;
 

В) соединение;
Г) учение

3.5. Конвергенция – это:

А) схождение;
Б) основной закон системы;
В) сближение и приобретение в ходе эволюции сходных признаков;
 

Г) нет верного ответа?

3.6. Дивергенция – это:

А) расхождение потоков энергии системы в ходе её структурных перестроек;
 

Б) рассеивание;
В) сближение;
Г) приобретение в ходе эволюции сходных признаков?

3.7. Синергетический стиль мышления – это:

А) последовательность предписаний;
Б) нелинейное открытое мышление;
 

В) совокупность принципов синергетики;
Г) нет верного ответа?

3.8. «Отбор» дарвинской триады составляют:

А) неравновесность и иерархичность;
Б) иерархичность и гомеостатичность;
В) гомеостатичность и нелинейность;
Г) циклическая коммуникативность и наблюдаемость?
 

3.9. Вчём заключается принцип дополнительности:

А) возможность приобретения знаний на основе прошлого опыта;
Б) возможность моделирования эволюции системы с помощью нескольких параллельных теоретических подходов;
 

В) возможность обобщения, усложнения структуры системы в процессе эволюции;
Г) главное в становлении не элементы, а целостная структура?

3.10. В чём заключается принцип подчинения:

А) возможность моделирования эволюции системы с помощью нескольких параллельных теоретических подходов;
Б) главное в становлении не элементы, а целостная структура;
В) возможность обобщения, усложнения структуры системы в процессе эволюции;
Г) минимальное количество ключевых параметров?
 

4. Две формы культуры как отражение двух типов мышления

4.1. Что занимает лидирующее место в культуре нашей эпохи?

А) компьютерные достижения;
Б) живопись;
В) наука;
 

Г) музыка.

4.2. С чьей точки зрения символизм пронизывает все отношения человека к миру – природе и другому человеку?

А) Эрнста Маха;
Б) Максвелла;
В) П.А. Флоренского;
 

Г) И.Н. Калинаускаса.

4.3. Картина мира, рисуемая классическим разумом, - …

А) мир, лишенный всяческих благ;
Б) мир, не лишенный мечтания;
В) мир, жестко связанный причинно-следственными связями;
 

Г) нет верного ответа.

4.4. Кто провозгласил «Знание - сила»?

А) Ф. Бэкон;
 

Б) Сеченов;
В) Менделеев;
Г) Тимирязев.
4.5. Парадигма – это:
А) непрерывная форма материи, описываемая силовой и энергетической характеристикой;
Б) общий способ видения мира;
 

В) совокупность энергетических возможностей, необходимых для акта действия в системе;
Г) наука о самоорганизации в неравновесных открытых системах различной природы.

4.6. Укажите верное утверждение:проблема двух культур …

А) проблема культуры запада и востока
Б) проблема взаимопонимания ислама и христианства
В) проблема взаимопонимания естественника и гуманитария
 

Г) проблема, не существующая в современном мире.

4.7. Ущербность антропоцентризма заключается:

А) забыты принципы единства с окружающим миром; человечество на грани самоуничтожения;
 

Б) человечество осознало свою миссию соавторства на пути космической эволюции;
В) человечество вернулось к духовно здоровому социуму, живущему в гармонии с природой;
Г) позабыты исторические корни человечества.

4.8. Естественные науки представляют собой…

А) интуитивный, ассоциативно – образный способ постижения мира;
Б) духовный, моральный способ постижения мира;
В) рациональный, универсальный способ постижения мира;
 

Г) опытный, доказуемый только на фактах способ постижения мира.

4.9. Гуманитарные науки представляют собой…

А) рациональный, универсальный способ постижения мира;
Б) интуитивный, ассоциативно – образный способ постижения мира;
 

В) духовно-нравственный способ постижения мира;
Г) правильного ответа нет.

5. Структурность и целостность природы

5.1. Что называют внутренним единством объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды?

А) дополнительность;
Б) неопределенность;
В) вероятность;
Г) целостность.
 

5.2. В природе «полная» причина любого превращения эквивалентна его «полному» следствию. Как называется этот принцип?

А) эволюционной характеристики;
Б) достаточного основания;
 

В) причинности;
Г) целостности в естествознании.

5.3. Что обеспечивает целостность атомов, молекул, макротел?

А) гравитационные силы;
Б) ядерные силы;
В) природные силы;
Г) электромагнитные силы.
 

5.4. Какое происходит взаимодействие в мегамире?

А) электромагнитное;
Б) электро-слабое;
В) гравитационное;
 

Г) ядерное.

5.5. Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Что это?

А) время;
Б) пространство;
 

В) вселенная;
Г) скорость.

5.6. К наиболее общим свойствам пространства относят?

А) структурность и протяженность;
Б) трехмерность пространства;
В) однонаправленность и необратимость;
Г) все вышеперечисленное.
 

5.7. Что из ниже перечисленного выступает стороной основного диалектического противоречия первичной субстанции?

А) асимметрия;
 

Б) параллелизм;
В) перпендикулярность;
Г) симметрия.

5.8. Какой принцип утверждает, что никакое значение не может быть самодостаточным, и требует дополнения?

А) дополнительности;
 

Б) причинности;
В) вероятности;
Г) целостности.

5.9. Кем был сформулирован принцип дополнительности?

А) Ньютоном;
Б) Д. Менделеевым;
В) Максвеллом;
Г) Н. Бором.
 

5.10. Согласно, какому положению невозможно равным образом точно описать два взаимозависимых объекта микромира?

А) принципу дополнительности;
Б) соотношению неопределенностей;
 

В) принципу причинности;
Г) теории вероятности.

6. Концепции детерминизма в естествознании

6.1. Лапласовский детерминизм основан:

А) на понимании причинной связи как однозначной и постоянной;
 

Б) на понимании окружающей действительности;
В) на связи между природой и человеком;
Г) на принципе отбора?

6.2. Статистический детерминизм – это:

А) мысленное выделение какого-либо предмета;
Б) расхождение потоков энергии системы;
В) учение о структуре логической организации;
Г) результат взаимодействия большого числа элементов, индивидуально детерминированных в соответствии с другими типами детерминации?
 

6.3. Основу классической механики составляют:

А) три закона Ньютона;
Б) дарвинская триада;
В) лапласовский детерминизм;
Г) нет верного ответа?
 

6.4. Ускорение - это:

А) увеличение скорости;
Б) изменение скорости в единицу времени;
 

В) производная скорости;
Г) все ответы верны?

6.5. О чём гласит первый закон Ньютона:

А) если нет никакой силы, ускорение равно нулю, и движение происходит прямолинейно и с постоянной скоростью;
 

Б) ускорение тела пропорционально просто силе, действующей на это тело, и коэффициент пропорциональности не зависит от природы силы;
В) два тела действуют друг на друга силами, которые численно равны направлены в противоположные стороны вдоль прямой, соединяющей точки приложения этих сил;
Г) о взаимности механического воздействия сил друг на друга?

6.6. О чём гласит второй закон Ньютона:

А) два тела действуют друг на друга силами, которые численно равны направлены в противоположные стороны вдоль прямой, соединяющей точки приложения этих сил;
Б) о взаимности механического воздействия сил друг на друга;
В) ускорение тела пропорционально просто силе, действующей на это тело, и коэффициент пропорциональности не зависит от природы силы;
 

Г) если нет никакой силы, ускорение равно нулю, и движение происходит прямолинейно и с постоянной скоростью?

6.7. О чём гласит третий закон Ньютона:

А) ускорение тела пропорционально просто силе, действующей на это тело, и коэффициент пропорциональности не зависит от природы силы;
Б) два тела действуют друг на друга силами, которые численно равны направлены в противоположные стороны вдоль прямой, соединяющей точки приложения этих сил;
 

В) если нет никакой силы, ускорение равно нулю, и движение происходит прямолинейно и с постоянной скоростью;
Г) нет верного ответа?

6.8. Замкнутая система – это:

А) система, которая не обменивается с окружающей средой ни энергией, ни веществом;
 

Б) система, которая обменивается с окружающей средой;
В) система, которая не обменивается с окружающей средой только энергией;
Г) система, которая не обменивается с окружающей средой только веществом?

6.9. Открытая система – это:

А) система, которая не обменивается с окружающей средой только энергией;
Б) система, которая не обменивается с окружающей средой только веществом;
В) система, которая не обменивается с окружающей средой ни энергией, ни веществом;
Г) система, которая обменивается с окружающей средой энергией и веществом?
 

6.10. Второй закон термодинамики называют:

А) закон сохранения и превращения энергии;
Б) закон возрастания энтропии;
 

В) закон сохранения массы;
Г) нет верного ответа?

7. Концепции микро и макромира

7.1. Что не является структурным компонентом первичной субстанции?

А) межгалактическое пространство;
 

Б) микромир;
В) мегамир;
Г) макромир.

7.2. К микромиру относятся следующие признаки структуры:

А) космические системы и неограниченные масштабы;
Б) макроскопические тела;
В) элементарные частицы и ядра атомов;
 

Г) сообщества живых существ.

7.3. К макромиру относятся следующие признаки структуры:

А) макроскопические тела;
 

Б) космические системы;
В) элементарные частицы и ядра атомов;
Г) клетки и гены.

7.4. К мегамиру относятся следующие признаки структуры:

А) живые организмы;
Б) космические системы и неограниченные масштабы;
 

В) ядра атомов элементарных частиц;
Г) Молекулы.

7.5. Структура атомов определятся:

А) гравитацией;
Б) электромагнетизмом;
 

В) сильным взаимодействием;
Г)слабым взаимодействием

7.6. Сильное взаимодействие испытывают:

А) электроны;
Б) протоны;
 

В) нейтрино;
Г) фотоны.

7.7. Пространство в понимании современной физики - это:

А) свойство человеческого сознания упорядочивать предметы, определять место одного рядом с другим;
Б) вечная категория сознания, врожденная как форма чувствен­ного созерцания;
В) атрибут материи, определенный связями и взаимосвязями движения тел;
 

Г) пустота, в которой находятся различные тела.

7.8. Время в понимании теории относительности - это:

А) последовательность изменений, происходящих в материальных вещах;
Б) способность человека переживать и упорядочивать события одно за другим;
В) доопытная форма восприятия, получаемая человеком при рождении;
Г) прерывность
 

7.9. К свойствам пространства не относится:

А) протяженность;
Б) необратимость;
 

В) непрерывность;
Г) прерывность.

7.10. Что из перечисленного является основными формами существования материи?

А) только пространство;
Б) пространство и время;
 

В) пространство, время и поле;
Г) пространство, время, поле и вещество.

8. Природа реальных объектов, борьба со сложностью

8.1. чем можно охарактеризовать процесс рождения порядка из хаоса?

А) выборкой информации из уже предложенной;
Б) упорядочение информации;
В) возникновение хаоса из порядка;
Г) отбор информации из шума.
 

8.2. Процессы в открытых системах ведут…

А) от порядка к хаосу;
Б) от хаоса к порядку;
 

В) и в том и в другом направлении;
Г) у них нет строгой направленности.

8.3. Чем служат для природы динамические закономерности?

А) исключением;
 

Б) правилом;
В) методом;
Г) возможностью.

8.4. Что такое вероятность?

А) понятие, выражающее меру возможности, количественная характеристика;
 

Б) понятие, выражающее качественную характеристику;
В) представление о взаимодействии тел;
Г) не точная информация.

8.5. Что формулирует природа, для того чтобы вероятность процессов стала равна нулю?

А) возможности;
Б) порядок;
В) схемы;
Г) условия.
 

8.6. Какие теории в современной науки и практики нельзя отнести, к основанным на использовании фактора случайного?

А) теория случайного поиска;
Б) теория массового обслуживания;
В) теория равновесия;
 

Г) теория катастроф.

8.7. Что может служить причинами хаоса?

А) шумы, внешние помехи;
Б) наличие большого числа степеней свободы;
В) достаточно сложная организация системы;
Г) все вышеперечисленное.
 

8.8. «Никаким физическим опытам, произведенным в инерциальной системе отсчета, невозможно определить, движется ли эта система равномерно и прямолинейно, или находится в покое». Что это за принцип?

А) дополнительности;
Б) относительности;
 

В) инвариантности;
Г) подобия.

8.9. Как вы понимаете выражения: все законы механики инвариантны?

А) т.е. имеют один и тот же вид (неизменны);
 

Б) одинаковые;
В) изменяются в зависимости от условий;
Г) т.е. они не связаны с существованием наблюдателя.

8.10. О чем говорит идея целостности?

А) цель жизни состоит в самоутверждении;
Б) нужно жить в гармонии с природой, не нарушая ее равновесия;
 

В) мир должен быть разделен на обособленные части;
Г) активное внедрение науки в природу.

9. Принципы симметрии

9.1. Асимметрия это:

А) сохранение общего в объектах или явлений;
Б) ограничение числа возможных вариантов;
В) большее или меньшее нарушение зеркальности отображения;
 

Г) одинаковость в расположение частей.

9.2. Что относиться к категории симметрии?

А) симметрия и асимметрия;
Б) дисимметрия;
В) антисимметрия;
Г) все вышеперечисленное.
 

9.3. Что характерно для симметрии?

А) однородность, пропорциональность, гармония;
 

Б) неоднородность, хаос, пропорциональность;
В) соразмерность, гармония, неоднородность, деспотичность;
Г) незавершенность, хаос, однородность.

9.4. Почему пространство и время мы можем считать объективными?

А) они существуют вне и независимо от сознания человека;
 

Б) они оцениваются человеком;
В) у них нет определенного смысла;
Г) из-за трехмерности пространства.

9.5. В чем смысл принципа Вейля?

А) физические законы не должны зависеть от масштаба длины, выбранного в пространстве;
 

Б) физические законы не должны изменять свой вид при замене одного масштаба на другой;
 

В) физические законы зависят от масштаба длины, выбранного в пространстве;
Г) физические законы изменяют свой вид при замене одного масштаба на другой;

9.6. Понятие о калибровочной симметрии, связанной с масштабными преобразованиями ввел:

А) Э. Энштейн;
Б) Г. Вейль
 

В) С. Хокинг;
Г) Л. Грей.

9.7. Чем выше уровень организации материи тем:

А) меньше энтропия;
 

Б) меньше симметрия;
 

В) больше энтропия;
Г) больше симметрия.

9.8. Какие из перечисленных объектов являются диссеметричными:

А) берега рек, текущие вдоль земных меридианов;
 

Б) зданием Московского университета;
В) руки человека;
 

Г) отображение в зеркале.

9.9. В пифагорейском учении теория чисел лежала в основе исследований по:

А) физике и химии;
Б) музыке и астрономии;
 

В) механики и космологии;
Г) географии и медицины.

9.10. Взаимосвязь, каких объектов продемонстрировала теория относительности?

А) вещества и поля;
Б) синергетики и детерминизма;
В) пространства и времени;
 

Г) Человека и природы.

10. Концепции самоорганизации

10.1. Что является фундаментальным концептуальным узлом новой парадигмы?

А) линейность;
Б) самоорганизованность;
В) нелинейность;
 

Г) закрытость.

10.2. Что является одной из важнейших характеристик развивающейся системы?

А) уровень развития;
Б) уровень интеллекта;
В) уровень заимствования;
Г) уровень отражения.
 

10.3. Какой термин появился в результате применения принципов синергетики в исследовании объектов социальной природы?

А) биосинергетика;
Б) социосинергетика;
 

В) химиосинергетика;
Г) физикосинергетика.

10.4. Открытая система – это:

А) понятие, выражающее динамику, развитие сложных систем и мира в целом как их фундаментальную характеристику;
Б) система, обменивающаяся с окружающей средой веществом, энергией и информацией, способна творить порядок из хауса путём локализации структур;
 

В) понятие, выражающее, прогрессивные качественные изменения в системе;
Г) правильного ответа нет.

10.5. Бифуркации – это:

А) общий способ видения мира;
Б) качественные всевозможные перестройки и метаморфозы различных объектов при изменении параметров, от которых они зависят;
 

В) наука о самоорганизации в неравновесных открытых системах различной природы;
Г) правильного ответа нет.

10.6. Аттрактор – это

А) учение о происхождении человека;
Б) отталкивающее множество;
В) притягивающее множество;
 

Г) правильного ответа нет.

10.7. Сущностью универсальной роли метаязыка является:

А) рациональный, универсальный способ постижения мира;
Б) синтез языка философских категорий и синергетики, языка образов, ассоциаций и формальной логики, языка древних традиций;
 

В) интуитивный, ассоциативно – образный способ постижения мира;
Г) изменчивость, наследственность, отбор.

10.8. Класс систем, способных к самоорганизации – это:

А) открытые линейные системы;
Б) открытые нелинейные системы;
 

В) закрытые линейные системы;
Г) закрытые нелинейные системы.

10.9. Особенность феномена нелинейности заключается в:

А) «уменьшении флуктуаций»;
Б) устойчивости;
В) «усилении флуктуаций»;
 

Г) неустойчивости.

10.10. Бифуркационные состояния – это:

А) состояние, из которых возможен переход материального объекта в целое множество новых состояний;
 

Б) преднамеренное восприятие, осуществляемое с целью выявления свойств предмета;
В) возможность обобщения, усложнения структуры системы в процессе эволюции;
Г) нет верного ответа?

11. Химические процессы

11.1. Закон Менделеева в современной формулировке: свойства элементов, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от …

А) атомных масс элементов;
Б) числа нуклонов в ядре;
В) общего числа элементарных частиц в атоме;
Г) числа ē в атоме.
 

11.2. Чистое вещество (в отличие от семей) - это…

А) квасцы;
 

Б) бронза;
В) бромная вода;
Г) жидкое стекло.

11.3. Химические свойства элементов определяются:

А) строением атомных ядер;
Б) скоростью движения молекул;
В) условием проведения химических реакций;
Г) электронным строением атомов;
 

11.4. Электрически заряженные частицы, появляющиеся в процессе электролиза – это:

А) радикалы;
Б) ионы;
 

В) молекулы;
Г) макромалекулы.

11.5. По современным представлениям, химическое соединение обладает:

А) только постоянным составом;
Б) макромолекулярным составом;
В) одним или несколькими химическими элементами;
 

Г) только переменным составом.

11.6. Свойства молекулы определяется:

А) взаимодействием разноименно заряженных атомов;
Б) характером соединения переменного состава;
В) взаимодействием атомных групп;
Г) характером физико-химического взаимодействия составляющих ее атомов.
 

11.7. На протекание химической реакции значительнее всего влияет:

А) температура;
Б) давление;
В) освещение;
Г) катализатор.
 

11.8. Из органогенов на Земле более всего распространены:

А) углерод и кислород;
Б) углерод и сера;
В) кислород и азот;
Г) кислород и водород.
 

11.9. В условиях «горячей» Вселенной катализ:

А) отсутствовал;
 

Б) начинался;
В) активизировался;
Г) завершился.

11.10. Вне планеты наиболее распространены химические элементы:

А) всей таблицы Менделеева;
Б) металлы и неметаллы;
В) водород и гелий;
Г) гелий и углерод.
 

12. Землеведение


12.1. Область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы называется:

А) ноосферой;
Б) тропосферой;
 

В) биосферой;
Г) экосферой.

12.2. Укажите на географические последствия суточного вращения Земли:

А) смена дня и ночи;
 

Б) деформация фигуры Земли;
 

В) существование силы Кориолиса;
 

Г) суперпозиция центробежной силы и силы тяготения.
 

12.3. Какими показателями характеризуется магнитное поле Земли?

А) магнитным склонением;
 

Б) магнитным наклонением;
 

В) магнитной напряженностью;
 

Г) правильного ответа нет.

12.4. В состав криосферы не входит:

А) криолитосфера;
Б) криогидросфера;
В) хионосфера;
Г) океаносфера.
 

13. Особенности биологического уровня организации природы

13.1. Жизнь на земле зародилась в:

А) протерозое;
Б) мезозое;
В) архее;
 

Г) кайнозое.

13.2. «Силовыми» станциями клетки являются:

А) митохондрии;
 

Б) рибосомы;
В) лизосомы;
Г) ядра.

13.3. Какие из перечисленных эволюционных фактов влияют на наследственные изменения:

А) мутационный процесс;
 

Б) популяционные волны;
 

В) изоляция,
 

Г) естественный отбор.
 

13.4. Единица наследственной информации живого организма – это:

А) аллель;
Б) ген;
 

В) хромосома;
Д) рибосома.

13.5. Двадцать третья пара хромосом, определяющая пол, у мужчин – это

А) XX;
Б) XY;
 

В) YY;
Г) XZ.

13.6. Бесполым размножением не является:

А) образование гамет;
 

Б) почкование;
В) фрагментация;
Г) клонирование.

13.7. Одна из теорий возникновения жизни на Земле, заключающаяся в том, что жизнь занесена на нашу планету извне, называется:

А) биохимической эволюцией;
Б) панспермией;
 

В) креацинизмом;
Г) самопроизвольным зарождением;

13.8. Единица строения и жизнедеятельности живого организма – это:

А) атом;
Б) ткань;
В) клетка;
 

Г) молекула.

13.9. Для живых организмов нехарактерно:

А) способность обмена с окружающей средой;
Б) метаболизм;
В) деление и почкование;
Г) закрытость системы.
 

14. Эволюционное учение в биологии

14.1. Особую роль в мировом эволюционном процессе играет …

А) принцип максимума энергии;
Б) принцип минимума диссипации энергии;
 

В) принцип суперпозиции;
Г) принцип сходства двух систем.

14.2. Через что идет развитие от низшего к высшему?

А) совершенствование свойства отражения, обусловливающее повышение уровня организации и надежности структур, расширение их функциональных возможностей;
 

Б) совершенствование свойства присвоения;
В) понижение уровня развития;
Г) понижение надежности структур.

14.3. Что относится к эволюционной триаде:

А) изменчивость, наследственность, отбор;
 

Б) постоянность, универсальность;
В) нелинейность;
Г) неустойчивость, открытость.

14.4. Элементарная структура эволюции, по современным представлениям, - это:

А) клетка;
Б) организм;
В) популяции;
 

Г) биоценоз.

14.5. В современной теории эволюции «волны жизни» - это:

А) волны мирового океана;
Б) периодические изменения климата планеты;
В) количественные колебания в численности популяции;
 

Г) увеличение числа близкородственных скрещиваний.

14.6. Открытие устойчивости генов вызвало появление течения генетического:

А) неоламаркизма;
Б) антименделизма;
В) антиламаркизма;
Г) антидарвнинизма.
 

14.7. Как называется цикл развития организма от зиготы до смерти:

А) филогенез;
Б) онтогенез;
 

В) ароморфоз;
Г) метаморфоз.

14.8. Микроэволюция это процесс образования новых:

А) видов;
Б) подвидов;
 

В) родов и семейств;
Г) классов и типов.

14.9. Какое из видов взаимодействия организмов не является коэволюцией:

А) симбиоз;
Б) паразитизм;
В) биогеоценоз;
Г) социум.
 

14.10. В современном естествознании «коэволюция» означает:

А) современный этап эволюции живого на земле;
Б) взаимное приспособление видов;
 

В) разрушение биоценозов;
Г) самая жесткая борьба за существование.

15. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы

15.1. Назовите группы организмов, не относящихся к эукариотам:

А) животные;
Б) вирусы;
В) бактерии;
 

Г) мхи.
 

15.2. Низкоорганизованные живые организмы у которых отсутствует истинное ядро клетки, ДНК располагается в клетке свободно, не отделяясь от цитоплазмы ядерной мембраной называются:

А) лишайники;
Б) мхи
В) прокариоты;
 

Г) эукариоты.

15.3. Процесс эволюции биогеоценоза называется:

А) номогенез;
Б) филогенез;
В) сукцессия;
 

Г) деструкция.

15.4. Согласно учению В.И. Вернадского, живое вещество – это:

А) обновляемые клетки в организме;
Б) органические соединения;
В) совокупность всех живых организмов;
 

Г) обитаемая планета.

15.5. Вирус в биологическом плане представляет собой:

А) нуклеопротеид;
Б) молекула – возбудитель инфекции;
В) вещество, обладающее свойствами существа;
Г) возбудитель инфекционных болезней, репродуцирующий внутри живых клеток, неклеточная организация.
 

15.6. Какой тип эволюции у концепции макромира?

А) космический;
Б) химический;
В) биологический;
 

Г) физический.

15.7. Устойчивость биосферы в целом, ее способность эволюционировать объясняется:

А) системой относительно независимых биоценозов и многообразием организмов;
 

Б) взаимосвязью живого и неживого вещества;
 

В) концепцией близкодействия;
Г) международными соглашениями.

15.8. Биосфера, как иерархическое построенное единство включает:

А) особь, популяцию;
 

Б) биоценоз;
 

В) биогеоценоз;
 

Г) космос.

15.9. Расположите организмы в порядке увеличения «скорости передачи жизни» (захвата поверхности планеты):

А) цветковые растения;
 

Б) инфузорные туфельки;
 

В) бактерии;
 

Г) млекопитающие.

16. Человек – единство биологической и социальной сущности

1б.1. Неандерталец – это подвид человека:

А) умелого;
Б) разумного;
В) прямостоящего;
 

Г) современного.

16.2. современная обезьяна, наиболее близкая к человеку по степени родства, - это:

А) орангутанг;
Б) горилла;
В) шимпанзе;
 

Г) бабуин.

16.3. Определите правильную последовательность предков людей:

А) прямостоящий – умный - разумный;
Б) разумный – умелый - прямостоящий;
В) умелый – разумный - прямостоящий;
Г)умелый – прямостоящий - разумный.
 

16.4. Обезьяноподобный предок современного человека, живший в саваннах Восточной Африки 4-3 млн. лет назад – это:

А) дриопитек проконсул;
Б) африканский австралопитек;
 

В) рамапитек;
Г) синантроп.

16.5. Система кровообращения человека состоит из:

А) сердца и большого круга кровообращения (от левого желудочка до правого предсердия);
Б) сердца и малого круга кровообращения (от правого желудочка до левого предсердия);
В) сердца и замкнутой системы кровеносных сосудов, включающий артерии, вены и капилляров;
 

Г) из большого и малого круга кровообращения.

16.6. Число хромосом у человека:

А) 36;
Б) 38;
В) 46;
 

Г) 48.

16.7. Геном человека – это:

А) нуклеотидная последовательность участков отдельных генов;
Б) совокупность всех генов и межгенных участок ДНК;
 

В) полимерная цепь конкретных ДНК;
Г) ДНК.

16.8. Центральным органом иммунитета является:

А) гипофиз (ведущая железа внутренней секреции);
Б) тимус (вилочковая железа);
 

В) эпифиз (структура мозга);
Г) щитовидная железа.

16.9. Уникальная ценность феномена человека (по Тейяру де Шардену и В.И. Вернадскому) проявляется:

А) в том, что человек становится основным геобразующим фактором дальнейшей эволюции природы;
Б) в том, что человек – скачок в эволюции земной жизни;
В) в единстве материального тела (биомашины) и бесконечного поля сознания (т.е. в корпускулярно-волновой природе человека);
Г) в единстве функционирования в жизнедеятельности человека, законов природы и общества.
 

16.10. К фенотипу не относится:

А) поведенческие особенности;
Б) психический склад;
В) физиология;
Г) хромосомный набор.
 

17. Здоровье и патологическое потомство человека

17.1. Какая из перечисленных стадий развития человека не относится к пренатальному периоду:

А) трехзародышевая стадия;
Б) зародышевая (эмбриональная стадия);
В) стадия плода;
Г) стадия полового созревания.
 

17.2. Какого типа конституции (морфологических и анатомических особенностей строение тела человека) не существует:

А) гипостенического;
Б) гиперстенического;
В) нормастенического;
Г) суперстенического.
 

17.3. Расположите типы темперамента человека по нарастанию интенсивности нервно-психической активности:

А) меланхоличный тип темперамента;
 

Б) холерический тип темперамента;
В) флегматичный тип темперамента;
Г) сангвинический тип темперамента.

17.4. Какой из перечисленных признаков не диагностирует нарушение сознания:

А) дезориентация человека в пространстве и времени;
Б) отрешенность от окружающего мира;
В) бессвязанность мышления, спутанность речи, амнезия;
Г) агрессивное поведение.
 

17.5. Сильное и относительно короткое эмоциональное состояние человека, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающее резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями в психологии называют:

А) стрессом;
Б) аффектом;
 

Г) шизофренией;
Г) психопатией.

17.6. Особая форма эмоционального переживания, возникающая в экстремальной жизненной ситуации и требующая от человека мобилизации нервно-психических сил называется:

А) половым влечением;
Б) страхом;
 

В) стрессом;
Г) любопытством.

17.7. Что не относится к причинам девиантного поведения (негативного, неодобряемого, отклоняющегося от социальных норм):

А) несовершенство человеческой природы;
Б) биологические и психологические особенности человека
В) социальные условия жизни;
Г) солнечные бури.
 

17.8. Гармоничное физическое, умственное и социальное благосостояния человека называют:

А) эйфорией;
Б) здоровьем;
 

В) богатством;
Г) процветанием.

17.9. К проблемам биоэтики (термин введен в 1971 г. В.Р. Поттером) не относится:

А) эвтаназия;
Б) искусственное прерывание беременности (аборты);
В) создание клонов;
Г) зодчество.
 

17.10. Что не относится к важнейшим функциям популяционного здоровья:

А) общественные формации;
 

Б) конкретный живой труд в ходе производственной деятельности, которая совершается работающими индивидами внутри данной популяции;
В) социально-биологическое воспроизводство последующих поколений;
Г) воспитание и обучение последующих поколений.

18. Биосфера и цивилизация

18.1. Определяющее воздействие человеческой разумной деятельности на развитие природы называется:

А) биосферой;
Б) биоценозом;
В) этногенезом;
Г) ноосферой.
 

18.2. Концепция этногенеза Л.А. Гумилева относится к разновидностям:

А) океанической концепции;
Б) учение о ноосфере;
В) учение об осевом времени;
Г) географического детерминизма.
 

18.3. По Л.Н. Гумилеву, развитие этносов определяется в значительной степени:

А) солнечной активностью;
Б) деятельности пассионариев;
 

В) географической средой;
Г)искусственной средой обитания.

18.4. Ноосферное развитие - это…

А) разумно управляемое соразвитие общества, человека и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений;
 

Б) экологизация планеты;
В) совместное развитие человеческого общества и научно-технического прогресса;
Г) капиталистическое развитие общества, имеющее цель получение максимальной прибыли.

18.5. Человечество на земле выживет в том случае если …

А) фактические антропогенные воздействия на биосферу не будут превышать порогового критического уровня;
 

Б) атомная энергетика будет замещена альтернативными видами энергии;
В) будет сохранен озоновый слой Земли;
Г) будет предотвращено глобальное потепление климата.

18.6. Кто был первым, предложивший термин «экология» для обозначения науки о взаимоотношениях организмов со средой обитания:

А) Ч. Дарвин;
Б) Э. Геккель;
 

В) В. Вернадский;
Г) И. Пригожин.

18.7. В каком периоде мы живем в экологическом отношении?

А) биогенном;
Б) ноосферном;
В) техногенном;
 

Г) переход от техногенного к ноосферному.

18.8. Что формулирует природа, для того чтобы вероятность процессов стала равна нулю?

А) возможности;
Б) порядок;
 

В) схемы;
Б) условия;

18.9. Укажите единственно верный ответ. Причина противоречий между природой и разумом заключается…

А) природа ставит себя над разумом;
Б) разум ставит себя над природой;
 

В) есть нечто третье, не дающие нормальному взаимопониманию;
Г) противоречий между природой и разумом нет.

18.10. Из каких трех взаимосвязанных и функционально определяемых друг через друга феноменов состоит мир?

А) изменчивость, наследственность, отбор;
Б) нелинейность, открытость, самоорганизация;
В) Природа, Логос (Мировой Разум) и Человек;
 

Г) правильного ответа нет.

Управление ответами