Содержание материала

1. Уровни организации и свойства живых систем.

1. Структурно-функциональный уровень организации живой материи, на которой изучают процессы и явления, происходящие в клетке, называются:

1) Клеточным
 

2) Органным
3) тканевым

2. Уровень организации живой природы, представляющий собой совокупность всех экосистем Земли в их взаимосвязи, называется:

1) популяционный
2) биосферный
 

3) молекулярный
4) организменный

3. Уровень, на котором начинает проявляться способность живых систем к обмену веществ, энергии, информации, является:

1) биосферным
2) популяционно-видовым
3) организменным
4) клеточным
 

4. Высшим уровнем организации жизни является:

1) биосферный
 

2) биогеоценотический
3) молекулярный
4) клеточный

5. Общим свойством для всех уровней организации жизни является:

1) сложность строения системы
2) проявление закономерностей, действующих на каждом уровне организации
 

3) однородность элементов, составляющих систему
4) сходство качеств, которыми обладают разные системы

2. Химическая организация, строение и функции клетки эукариотов и прокариотов.

1. Основными биогенными элементами считаются:

1) калий, сера, фосфор, хлор
2) углерод, азот, водород, кислород
 

3) кальций, магний, железо, сера
4) цинк, серебро, натрий, медь

2. Плотность воды при ее замерзании:

1) Увеличивается
2) Уменьшается
 

3) не изменяется
4) сначала уменьшается, затем увеличивается

3. Основное отличие прокариот от эукариот связано с отсутствием у прокариот:

1) Рибосом
2) ДНК
3) Клеточного строения
4) Настоящего ядра
 

4. Функцию хранения генетической информации в эукариотической клетке выполняет(ют):

1) цитоплазма клетки
2) Хромосомы ядра
 

3) Нуклеоид
4) Ядрышко

5. У прокариотической клетки есть:

1) Нуклеоид с ДНК
 

2) Настоящее ядро
3) Аппарат Гольджи
4) Гомологичные хромосомы
5) Рибосомы
 

6) Клеточная мембрана
 

3.Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1.Источником энергии, выделяющейся при гликолизе является:

1) Белок
2) Глюкоза
 

3) АТФ
4) Жир

2.Энергия полного окисления глюкозы идет на:

1) Синтез АТФ, а затем используется организмом
 

2) Синтез белков, а затем на синтез АТФ
3) Образование кислорода
4) Синтез углеводов

3.Источником энергии для синтеза АТФ в цепи переноса электронов в процессе дыхания является:

1) Свет
2) Кислород
3) НАД*Н2
 

4) Ацетил-КоА

4.Какая характеристика относится к кислородному этапу обмена веществ:

1) Происходит в цитоплазме клетки
2) Завершается образованием пировиноградной кислоты или этилового спирта
3) Энергетический эффект – 2 молекулы АТФ
4) Энергетический эффект -36 молекул АТФ
 

5.В реакциях гликолиза участвуют:

1) Гормоны
2) Витамины
3) Пигменты
4) Ферменты
 

4.Воспроизведение и жизненный цикл клетки.

1.Период жизни клетки от деления до деления называется:

1) Интерфаза
2) Митоз
3) Мейоз
4) Клеточный цикл
 

2.Синтез белков и удвоение хромосом происходит в:

1) Профаза
2) Метофаза
3) Интерфаза
 

4) Анафаза

3.В результате мейоза количество хромосом в образовавшихся клетках:

1) Удваивается
2) Остается прежним
3) Уменьшается вдвое
 

4) Утраивается

4.Наиболее длительной фазой в жизненном цикле клетки является:

1) Профаза
2) Метафаза
3) Анафаза
4) Интерфаза
 

5.Собственно митозу предшествует:

1) Деление ядра
2) Удвоение хромосом
 

3) Рост организма
4) Расхождение хромосом

5.Размножение и индивидуальное развитие организмов.

1. Прямое деление клетки – это:

1) Амитоз
 

2) Митоз
3) Мейоз

2.Индивидуальное развитие организма:

1) Эмбрион
2) Эндосперм
3) Онтогенез
 

3.Процесс соединения гомологичных хромосом:

1) Опыление
2) Оплодотворение
3) Конъюгация
 

4.Деление половых клеток в зоне созревания:

1) Митоз
2) Конъюгация
3) Мейоз
 

4) Оплодотворение

5.Биологическое значение митоза:

1) Строго равномерное распределение хромосом между ядрами двух дочерних клеток
 

2) Уменьшение числа хромосом вдвое

6.Основные группы живых организмов.

1.В современной систематике для отнесения организма к той или иной систематической категории исследуют:

1) Признаки родства и морфофизиологического сходства
 

2) Признаки внешнего сходства организмов
3) Только уровень организации
4) Только генетический анализ

2.Вирусы относятся к доклеточным организмам, потому что они:

1) Не содержат ядра
2) Не способны к самостоятельному обмену веществ
 

3) Являются паразитами
4) Не способны размножаться

3.С некоторыми растениями грибы сближает:

1) Размножение спорами
 

2) Автотрофный способ питания
3) Гетеротрофный способ питания
4) Наличие проводящих сосудов

4.У медузы нет:

1) Эктодермы
2) Мезодермы
 

3) Энтодермы
4) Нервных клеток

5. Общим свойством всех животных считается:

1) Многоклеточность
2) Способность к автотрофному питанию
3) Эукариотическое строение клеток
 

4) Наличие нервной системы

7.Законамерности наследственности и изменчивости.

1.Наследственность – это свойство организмов, которое обеспечивает:

1) Сходство родителей и потомства
 

2) Различия между особями внутри вида
3) Межвидовое сходство организмов
4) Изменение организмов в течение жизни

2.Гибридологический метод Менделя основан на:

1) Межвидовом скрещивании растений гороха
2) Выращивании растений в различных условиях
3) Скрещивании разных сортов гороха, отличающихся по определенным признакам
 

4) Цитологическом анализе хромосомного набора.

3.Одним из примеров наибольшей зависимости степени проявления признака от условий среды может являться:

1) Строение руки человека
2) Строение глаза пчелы
3) Окраска шерсти кролика
 

4) Масть коровы

4.Выберите правильное утверждение:

1) Под влиянием внешней среды генотип особи не изменяется
2) Наследуется не фенотип, а способность к его проявлению
 

3) Модификационные изменения передаются по наследству

5.Модификационная изменчивость:

1) Наследуется
2) Связана с изменением генотипа
3) Не наследуется
 

4) Не зависит от внешней среды.

8.Эволюционные учения

1.По наследству от родителей потомству передаются:

1) Только полезные признаки
2) Полезные и вредные признаки
 

3) Только признаки, приобретенные родителями в течение их жизни
4) Все признаки родителей

2.Укажите положения дарвиновской теории эволюции:

1) Организмам присуще внутреннее стремление к прогрессу
2) Приобретенные полезные признаки наследуются
3) Мельчайшее различие между организмами может иметь значение для их выживаемости
 

4) В природе чаще выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи
 

5) Эволюционный процесс подразделяется на микро- и макроэволюцию
 

3.Ч. Дарвин считал, что в основе разнообразия видов лежит:

1) Наследственная изменчивость и естественный отбор
 

2) Борьба за существование
3) Способность к неограниченному размножению
4) Единовременный акт творения

4.Основоположниками современной теории эволюции справедливо считать Ч. Дарвина и:

1) Ч.Лайеля
2) А.Вейсмана
3) А. Уоллеса
 

4) Ж. Ламарка

5.Значение теории Дарвина заключается в том, что она впервые:

1) Объяснила механизм возникновения жизни на Земле
2) Доказала, что виды изменяются в ходе исторического развития
3) Выявила факторы, определяющие причины разнообразия и приспособленности видов
 

4) Опровергла идеи самозарождения организмов

9.Микро- и макроэволюция.

1.В процессе макроэволюции:

1) Появляются новые популяции
 

2) Изменяются популяции
3) Появляются новые виды
4) Появляются новые классы

2.Что называется рудиментами:

1) Различного рода нарушения
2) Недоразвившиеся органы
 

3) Замещение одной ткани другой, более соответствующей выполнению данной функции
4) Возникновение более сложного органа

3. Какая из видов борьбы за существование происходит наиболее остро:

1) Межвидовая борьба
 

2) Борьба с неблагоприятными условиями
3) Внутривидовая борьба
4) Верного ответа нет

4.Сходство между незащищенными и защищенными видами – это:

1) Демонстрационная окраска
2) Маскировка
3) Мимикрия
 

4) Все ответы верны

5.Выведением новых сортов и пород растений и животных занимается:

1) Селекция
 

2) Генетика
3) Физиология
4) Цитология

10.Генетические и экологические основы эволюции.

1.Синтез генетики с теорией биологической эволюции был начат работами:

1) И.И.Мечникова
2) К.А. Тимирязева
3) С.С.Четверикова
 

4) И.И.Шмальгаузена

2.Мутационный процесс:

1) Закрепляет изменения генофонда популяции
2) Направляет эволюцию
3) Вызывает появление новых аллелей в популяции
 

4) Обеспечивает выбор наиболее жизнеспособных фенотипов

3.Свидетельством в пользу эволюции может служить наличие у барсука:

1) Норы
2) Жаберных щелей на определенных стадиях развития
 

3) Шерсти
4) Черно-белой окраски

4.Генами определяется:

1) Способность к речи
 

2) Словарный состав английского языка
3) Набор знаков, используемый в латинском алфавите
4) Конкретный язык, на котором говорит маленький ребенок

5.Наиболее важным приспособлением млекопитающих к жизни в непостоянных условиях среды можно считать способность к:

1) Саморегуляции
 

2) Анабиозу
3) Охране потомства
4) Высокой плодовитости

11.Биосфера, экосистемы, биоценозы.

1.Основное отличие биосферы от других оболочек Земли заключается в том, что:

1) В биосфере не происходит геохимических процессов, а идет только биологическая эволюция
2) В биосфере используется другие источники энергии
3) Геологическая и биологическая эволюция идут одновременно
 

4) В биосфере идет только геологическая эволюция

2. К функциям биосферы, обусловленной процессами фотосинтеза, можно отнести:

1) Газовую
2) Окислительно-восстановительную
3) Концентрационную
4) Газовую и окислительно-восстановительную
 

3.Продукция экосистемы – это:

1) Ее биомасса
2) Количество переработанного вещества
3) Прирост биомассы в год
 

4) Прирост за несколько лет

4.Биогеоценозом называют совокупность:

1) Популяций разных видов, обитающих на определенной территории
2) Живых и неживых компонентов природы, связанных круговоротом веществ
 

3) Взаимосвязанных популяций растений и животных
4) Популяций одного вида, населяющих разные территории

5.Совокупность устоявшихся в сообществе взаимоотношений между организмами при водит к :

1) Устойчивому равновесию системы
 

2) Увеличению численности организмов
3) Нарушению равновесия в системе
4) Снижению численности популяций

12.Генетические и экологические основы эволюции.

1.Синтез генетики с теорией биологической эволюции был начат работами:

1) И.И.Мечникова
2) К.А. Тимирязева
3) С.С.Четверикова
 

4) И.И.Шмальгаузена

2.Мутационный процесс:

1) Закрепляет изменения генофонда популяции
2) Направляет эволюцию
3) Вызывает появление новых аллелей в популяции
 

4) Обеспечивает выбор наиболее жизнеспособных фенотипов

3.Свидетельством в пользу эволюции может служить наличие у барсука:

1) Норы
2) Жаберных щелей на определенных стадиях развития
 

3) Шерсти
4) Черно-белой окраски

4.Генами определяется:

1) Способность к речи
 

2) Словарный состав английского языка
3) Набор знаков, используемый в латинском алфавите
4) Конкретный язык, на котором говорит маленький ребенок

5.Наиболее важным приспособлением млекопитающих к жизни в непостоянных условиях среды можно считать способность к:

1) Саморегуляции
 

2) Анабиозу
3) Охране потомства
4) Высокой плодовитости

13.Процессы биосинтеза и биотрансформации

1.Синтез белка обозначают термином:

1) репликация
2) транскрипция
3) трансляция
 

2.Из аминокислот состоят:

1) Жиры
2) Углеводы
3) Белки
 

4) Нуклеиновые кислоты

3.Синтез новых белков клетки происходит:

1) В хромосомах
 

2) В рибосомах
3) В митохондриях
4) В ядре

4.Гормоны – это:

1) Белки, катализирующие химические реакции
2) Биологические активные вещества
3) Соединения белков и витаминов
4) Биологические активные вещества, вырабатываемые организмом
 

5.Продуктами распада жиров являются:

1) Глюкоза
2) Глицерин и жирные кислоты
 

3) Нуклеотиды
4) Аминокислоты

Управление ответами